Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Екатерина Дашкова: неистовая княгиня

23 Марта 2023

Она появилась на свет весной, в семье генерал-аншефа и сенатора Романа Илларионовича Воронцова родилась девочка, которой предстояло сыграть необычную роль в истории государства Российского. В два года Катя лишилась матери и вскоре Роман Илларионович, обременённый государственными делами, отдал дочь на воспитание в дом своего брата Михаила. Михаил Илларионович многие годы занимал пост канцлера Российской империи, именно ему графский род Воронцовых был обязан своим возвышением. В роскошном дворце Воронцовых на Садовой улице в Санкт-Петербурге собиралось самое изысканное общество – придворные, дипломаты, литераторы.

ф22.webp

Бывала там и жена наследника престола великая княгиня Екатерина Алексеевна.

Тёзки подружились, несмотря на то, что их разделяло больше десяти лет – обе много и с удовольствием читали и всерьез интересовались науками. В распоряжении юной Воронцовой была огромная дядина библиотека, немногим уступавшая императорской. Она штудировала Вольтера и Монтескьё, Буало и Гельвеция. Ей суждено было стать одной из образованнейших женщин своего времени. Но главное, обе чувствовали, что способны на более, чем было уготовано им традицией – их место было отнюдь не «у печи», даже если эта печь была облицована дорогими голландскими изразцами.

Амбициозность Екатерины, после замужества ставшая княгиней Дашковой, была по душе великой княгине. Воронцова могла привлечь на ее сторону симпатии высшей аристократии, к которой та принадлежала. Расчёт был верен. Благодаря Дашковой в ряды заговорщиков вступили такие выдающиеся личности как графы Никита Иванович Панин, Кирилл Григорьевич Разумовский, Фёдор Сергеевич Барятинский. В ночь переворота Дашкова, тоже облаченная в военную форму, скакала рядом со своей подругой. Екатерина Алексеевна взошла на престол, но видеть рядом с собой женщину столь же умную и деятельную, да к тому же достаточно прямолинейную, не пожелала.   

Княгиня сначала удалилась налаживать хозяйство на пожалованных ей в награду за помощь землях, за короткое время в несколько раз увеличив их доходность, а затем отправилась за границу – совершенствовать образование своих детей. Франция, Пруссия, Швейцария, Германия, Италия, Шотландия вошли в маршруты её вояжей, Дени Дидро и Вольтер, Адам Смит и Бенджамин Франклин были её собеседниками.

В 1782 году Дашкова окончательно вернулась в Россию, а в следующем году императрица Екатерина предложила ей возглавить Академию наук. Назначение не было синекурой – дела в Академии шли из рук вон плохо. В торжественной речи при вступлении в должность, княгиня особо подчеркнула, что науки не должны быть прерогативой только Академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». За те десять лет, что Екатерина Романовна Дашкова возглавляла Академию, она ни на йоту не отступила от сказанного. 

Виктория Пешкова