Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Сказка древней Гжели

11 Декабря 2022

Обширная местность, простёршаяся к востоку от Москвы на многие вёрсты, включающая около 60 населённых пунктов, исстари называлась «звончатым» именем Гуслица, а её старожилы — гусляками. Говорят, связано это слово с однокоренным - «гусли» (старинный русский музыкальный струнный инструмент), а ещё считают, что местность получила название по одной из местных одноимённых речушек. Среди гусляков встарь было много гусельников. 

А ещё, исстари бежали в местные леса и болота «непокорные бояре и стрельцы», несогласные с проводимой патриархом Никоном реформой церкви, те, кто за «старую веру держался», потому и звали их «староверами». Здесь никто не мешал им жить по-старинке и, главное, создавать свои рукописные церковные книги, страницы которых они украшали особым «гуслицким письмом», изобилующим витиевато извивающимися травами-муравами, ведь население Гуслицкой волости уже в XVIII-XIX вв. было поголовно грамотным! А многие и нотной грамотой владели, но привычные нам нотки называли «крючками», а нотные сборники именовали «крюковыми книгами».

Земля Гуслицы была для земледелия скудной — глины да суглинки, да песок. Но хлеб, картофель, овощи гусляки выращивали, а на всю страну славились своим хмелем «кругляком» и ремёслами — ткацким да гончарным.

По сей день лежат в гуслицкой земле черепки старинной простенькой серо-рыжей керамики XIV-XVII в., осколки разноцветного фаянса 18-19 веков, и, конечно же, бело-синие осколки более поздних изделий, известных далеко за пределами нашей страны, как гжельский фарфор. Особый талант, видно, был у местных жителей к созданию затейливых растительных орнаментов... Не один век просуществовали на этой земле известные фарфоровые предприятия — в Дулёво, Кузяево, Шевлягино, и, конечно, в Гжели. Именно Гжель и прославила Гуслицу на весь мир.

По современной версии слово «Гжель» имеет балтийское происхождение. Учёные приводят доводы, что и в левобережье верхнего Приднепровья есть река Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька, а в Смоленской области - река Гжать. Название её притока - Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель.

Но ещё в книге «Промыслы Московской губернии», выпущенной в свет в 1877 г., говорилось: «Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо гжелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район».

Гжель.jpg

     Главная транспортная артерия округа — старинный Касимовский тракт. Дорога от Москвы до города Касимова, что на Рязанщине, и в старые годы была оживлённой и ныне Егорьевское шоссе — одна их самых востребованных трасс Подмосковья. Деревни и сёла на ней, как бусины на нитку плотно нанизаны — дом к дому стоят. Одна деревня завершается, а дорожный указатель уже возвещает, что соседняя началась. Во многих сёлах сохранились по наши дни красивые церкви, выстроенные из красного гжельского кирпича, и каждая достойна особого рассказа. Славились в своё время и такие же краснокирпичные, добротные ткацкие фабрики. Здания которых сохранились, например, в Ильинском Погосте (бывшем селе Гуслицы) или в деревне Минино. Но, конечно, до сих пор самым привлекательным предприятием древней Гжели остаётся Гжельский фарфоровый завод.

     ...Ещё при царе Алексее Михайловиче Тишайшем (отце Петра Великого) вся Гуслица, а, вместе с ней, и Гжель, была местностью малонаселённой, но уже тогда повелел царь: «...в Гжельской волости приискать глины, которая глина годитца к аптекарским судам...» И «приискали»! Для Аптекарского приказа из Гжельской волости в столицу было отправлено аж 15 возов глины, а царь распорядился «держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». И было это в середине XVII в., а уже в веке  XVIII-м, сам великий Михаил Васильевич Ломоносов и, кстати, однокашник создателя русского фарфора Дмитрия Виноградова, вспоминал в книге «О слоях земных» об удивительных по своим качествам Гжельских глинах: «...Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... которой нигде не видал я белизною превосходнее...».
     Вот потому-то в 1770 г. Екатерине II надоело делить «лакомый кусочек» этой земли с такими трудолюбивыми и мастеровыми крестьянами между своими приближёнными дворянами, решила она Гжельскую волость  целиком приписать к Аптекарскому приказу «...для делания алхимической посуды...». С той поры стали местные жители не крепостными, а царскими или казёнными крестьянами. А поскольку были люди предприимчивыми, то оказались среди них и такие счастливчики, кои деньжат поднакопить смогли, производства свои керамические открыть, а потом — в купцы выбиться. Как, например, известные на весь мир своей посудой Кузнецовы, фарфор которых и с китайским, и с европейским поспорить мог по качеству и красоте. 
     Но до середины XVIII в. гжельцы производили в своих простеньких  крестьянских гончарных мастерских обычную керамическую посуду — горшки, крынки, корчаги, а ещё - кирпич, гончарные трубы, детские игрушки — куколок, свистулек, снабжая ими ярмарки ближайших округов, да и саму Москву. 

     В середине XVIII в. гжельские мастера делали уже майолику, - толстостенную посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Это были кувшины и квасники, кумганы и чайники, тарелки и кружки, украшенные дивными пышными цветами и деревьями, сказочными птицами и зверями, невиданными дворцами.  Роспись синими, желтыми, зелеными цветами в коричневых контурах дополнялась скульптурой -  забавными фигурками людей, птиц, животных. Витые ручки сосудов напоминали изогнутые ветки, а носики превращались в птичьи клювы...

     В 1802 г., близ деревни Минино была найдена светлая серая глина, которая после обжига становилась белоснежной. Так в Гжели началось производство полуфаянса — посуды более тонкостенной, но малопрочной. Во второй половие 20-х гг. XIX в. вошло у гжельцев в моду расписывать посуду только синей краской.

     В начале XIX в. под Бронницами, в деревне Володино был открыт Павлом Куликовым первый в округе фарфоровых завод. Секрет фарфора узнал предприимчивый хозяин, поработав на заводе Отто в селе Перово. Говорят, что очень боялся основатель, что и у него кто-нибудь секрет этот украдёт, потому всё старался делать сам и допускал к печи для обжига (горну) лишь одного подсобного рабочего да двух гончаров. Но нашлись и на него хитрецы — Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников пробрались в мастерскую, посмотрели, как сделан горн, взяли образцы глины. И смогли впоследствии открыть свои производства. И вот уже ко времени нашествия на Россию Наполеона - в 1812 г. в Гжели работают аж 25 заводов, выпускающих посуду. 

     И уже не только для простого люда предназначают свою продукцию гжельские мастера, но и осваивают модные среди состоятельных господ — дворян и купцов, изделия - молочники, маслёнки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы, вазы для цветов, статуэтки. А расписывают их многоцветно, сочетая роспись с позолотой. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов...

     Со второй половины XIX в. гжельские мастера стали сдержанней в использовании цветовой гаммы, всё чаще в их изделиях начинает преобладать синий цвет — кобальт. Со временем многие небольшие гжельские заводики пришли в упадок, но всё более крепло керамическое производство Кузнецовых, выходцев из Гжели...

     Только во времена СССР, с середины XX в., началось возрождение промысла и в 30-40-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Именно в советский период гжельская посуда стала своеобразным брендом русских ремёсел. Устроить выставку гжельских изделий почитали за честь и музеи нашей страны, и знаменитые музеи и выставочные залы всего мира. «Синей сказкой» стали называть изделия русских мастеров. 

     Непростой период пришлось пережить промыслу в 90-е годы ушедшего ХХ в., но, к счастью, и сегодня гжельцам есть чем гордиться — Гжельский фарфоровый завод в селе Новохаритоново сохраняет древние традиции промысла и обогащает его новыми творческими находками молодых мастеров.

     На заводе можно своими глазами увидеть рождение настоящего чуда — как из бесформенного куска глины в умелых руках мастера рождается изделие — скульптура, ваза, чайник, маслёнка, блюдо, как бережные руки относят его в печь, как обжигается оно там при температуре в тысячу градусов, как потом расписывают его дивными цветами руки мастериц-художниц, а потом — обливают глазурью, и — снова в печь. И уж только после этого выходит изделие из печи блестящее, яркое, звонкое, прочное.

     А в заводском музее каких только фарфоровых диковинок не увидишь!  На музейной площади, составляющей 396 кв. м, представлено более 2000 экспонатов! Весь легендарный ассортимент гжельского промысла с XV в., изделия Кузнецовских заводов в подлиннике и до работ современных мастеров. Да плюс ещё такие раритеты, как, например, модель самой большой в мире вазы. На мастер-классе по лепке и росписи можно попробовать и себя в старинном мастерстве — слепить изделие или раскрасить своими руками.

Гжель1.png

Ольга Жукова