Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Митрополит Иоасаф

01 Ноября 2023

Иоасаф, митрополит Ростовский и Ярославский, был преемником владыки Ионы – выдающегося церковного деятеля, строителя, превратившего древний Ростов Великий в одну из столиц Православия. Он показал себя достойным продолжателем начинаний митрополита Ионы, хотя служить ему пришлось в трудные времена…

Управлять епархией после столь мудрого и деятельного епископа, как митрополит Иона, неимоверно трудно. Но Иоасаф сумел не только сохранить то, что создал предшественник, но и многое добавил от себя. Прежде, чем принять митрополичью кафедру, Иоасаф несколько лет был архимандритом московского Чудова монастыря. Он избирательно и осторожно прививал новые веяния в архитектуре, иконописи. Любил масляную живопись, ценил барочную архитектуру, приглашал в Ростов мастеров московской Оружейной палаты…И град Китеж, что на берегу озера Неро, процветал. Его предшественник превратил древний русский город в земное напоминание о граде Небесном. И нужно было достраивать и украшать ростовское великолепие.

В те годы над Московским царством гремели бури. Царь Пётр Алексеевич лихорадочными усилиями поменял судьбу своей страны. Его политика строилась на усилении государственной машины за счёт ослабления Церкви. Но митрополит Иоасаф в Ростове десять лет держался непоколебимо. Одним из первых его деяний стала реконструкция Успенского собора. Там появились резные золоченые иконостасы. Иоасаф еще в Белокаменной приметил иконописцев с искрой Божией – Данилу Буралевского, Михея Никитина… Их он и пригласил в Ростов.  Искусный каменщик Степан Леонтьев сложил в митрополичьих палатах изразцовые печи. Началось строительство Часобитной башни по образцу московской Спасской. Чтобы всё было, как во стольном граде! Над башней установили позолоченный прапор (декоративный флаг) с гербом города – оленем.  Неподалёку –  храм Божией Матери «Одигитрия», построенный не только по замыслу митрополита Иоасафа, но и под его непосредственным руководством. Праздничная барочная архитектура удивляет и восхищает, а главное – возносит душу к небу. Храм бросается в глаза искусной росписью внешних стен «под шахматы».

После поражения от шведов под Нарвой в ноябре 1700 года, когда русская армия потеряла почти всю артиллерию, Петр Первый повелел пустить в переплавку церковные колокола. Этой участи избежали только ростовские храмы!  Постаревший Иоасаф стеной встал на защиту прославленных колоколов. Он напомнил царским посланникам, что Ростов и так щедро поделился архиерейской казной с Русской армией…  В начале 1790-х из митрополичьих кладовых в государеву казну царь забрал 15 пудов серебра и 15 тысяч рублей. По тем временам – фантастическое богатство. И ростовские колокольни по-прежнему мелодично звучали на всю округу. После смерти Иоасафа (ноябрь 1701-го) так никто и не сумел отстаивать интересы Ростова перед государем… Казна истощилась, и Архиерейский двор надолго пришел в упадок.  Возрождение древнего города началось только в 1912-м году, перед приездом в Ростов императора Николая II. Подновили храмы, стены, башни – и ахнули от восторга. Это же настоящий град Китеж из сказки!

Ростов1.jpg

Александр Орлов