Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Лицейская история

19 Октября 2021

210 лет назад лицей открыл свои двери для первых воспитанников. Он должен был стать реализованной мечтой об идеальном воспитании государственного человека. Географическая близость к царским резиденциям, несомненно, подчёркивала придворные перспективы питомцев лицея.

Им было суждено сыграть ведущую роль в ближайшем будущем Российской империи. Это был и педагогический эксперимент, и политический ход с прицелом на будущее. Царь Александр строил просвещённую монархию во многом именно в надежде на них. На тех, о ком Пушкин позже скажет: «Друзья, прекрасен наш союз!» Среди первых лицеистов многие сыграли немалую роль в истории России, системе управления, просвещения... Это и дипломат Александр Горчаков, и будущий директор библиотеки Модест Корф, и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, и генерал Владимир Вольховский. И, конечно, Александр Пушкин, благодаря великим стихам которого мы отмечаем день лицея не по нов., а по ст. стилю. Ведь он прославил именно эту дату — 19 октября. 

Среди основателей лицея назовём его первого директора замечательного дипломата Василия Малиновского. Любимыми учителями первых лицеистов стали Николай Кошанский — филолог-классик, написавший одну из лучших русских риторик, профессор политических наук Александр Куницын — педагог-вольнодумец, склонявшийся к республиканским убеждениям, Александр Галич — педагог-друг, на равных общавшийся с лицеистами, позволявший им даже некоторую фамильярность во взаимоотношениях… 

Требования, предъявляемые к лицейским преподавателям, определялись уникальным сочетанием высшего и среднего образования в едином курсе. По этой причине педагог Царскосельского лицея первой волны должен был сочетать качества школьного учителя, разбирающегося в психологии ребёнка, и авторитетного исследователя, способного вызывать всеобщее уважение как «научное светило» европейского масштаба.

Первый директор Царскосельского лицея Василий Малиновский

Свободный дух лицея — этого царства знаний — недолго продержался на первозданном уровне. К 1822 году многие привилегии, данные лицею, были утрачены, и сад Просвещения перешёл под юрисдикцию Управления военно-учебных заведений. Число воспитанников каждого курса увеличивалось, среди преподавателей и лицеистов по-прежнему встречались яркие личности (Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин, Дмитрий Толстой, Николай Корф, десятки армейских генералов), но эксперимент пушкинского курса так и остался уникальным, единственным в своём роде. 

Выпускники лицея по-прежнему получали права выпускников университета и (в зависимости от успеваемости) чин с 9-го по 14-й класс по табели о рангах. С 1844 года лицей переехал в Санкт-Петербург, где и просуществовал до 1918 года. С 1844 года по 1917-й он назывался Императорским Александровским лицеем.

После революционных событий 1917 года лицей переименовывают в Пушкинский. Но и с именем великого поэта он просуществовал только год, после чего был упразднён. Последним радетелем за лицей был его выпускник и премьер-министр Российского правительства, сменивший на этом посту Петра Столыпина, граф Владимир Коковцов. Именно он стал главным собирателем лицейских реликвий в эмиграции, когда архивы лицея оказались разбросанными по Европе, разлетевшись по эмигрантским чемоданам. Коковцова избрали председателем Ассоциации бывших лицеистов, и он бережно хранил память об альма-матер, сохраняя пушкинский дух лицейского братства.

Александр Орлов