Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Народный художник

12 Августа 2021

140 лет назад родился Александр Герасимов — выдающийся живописец, одним из первых получивший почётное звание народного художника СССР. Он появился на свет в уездном Козлове в купеческой семье. Ученик художника Константина Коровина, с 1915 года он служил в санитарном поезде на Галицийском фронте. После демобилизации в Гражданскую войну тихо жил в родном Козлове и только в 1925 году вернулся в Москву. Вернулся триумфально. Его мастерство сразу оказалось востребованным. Причём Герасимову одинаково удавались и пейзажи, и женские портреты, и большие сюжеты социального звучания — такие, как «Ленин на трибуне». Лирическая композиция «После дождя» и «Государственный сюжет», получивший неофициальное название «Два вождя после дождя», — всё это Герасимов. Он стал любимым художником Иосифа Сталина и приятелем Климента Ворошилова. Четыре Сталинские премии, должность президента Академии художеств СССР — эти и многие другие регалии прилагались к славе. 

Вспомним картину, в которой герасимовская манера выразилась с особенной силой, — «Первая Конная армия» (1935 год).

Это полотно заказал художнику Александру Герасимову сам  Ворошилов — покровитель красноармейской линии в искусстве. У живописца и наркома сложились почти дружеские отношения. Однако заказ поражал воображение размахом. Размер картины, на которой должны были уместиться без малого пять десятков командиров-первоконников, — 4 на 5 м!  В центре композиции художник мудро поместил товарища Иосифа Сталина — почётного первоконника. Рядом с вождём устроился и Климент Ефремович. Справа, по другую сторону стола, — Семён Будённый. Картина помпезная, но всё-таки живая. Талант Герасимова к тому времени не стёрся. Он нашёл интересное цветовое решение. Получилась не внешняя, а внутренняя патетика. От картины веет силой, добротной армейской надёжностью. Первая конная — сталинский ответ троцкистам на полях Гражданской войны. По крайней мере именно так эта история воспринималась в 1930-е годы. Поэтому Первую конную воспевали композиторы, поэты, кинематографисты и художники.

Впечатляющее полотно получило медаль на Парижской выставке. Столь многонаселённые и мастерски выполненные картины в Европе были в диковинку.

А потом начались мытарства. Сначала арестовали одного из героев картины — Константина Озолина, потом ещё десяток. Герасимову предложили переделать полотно, но он отмахнулся: других дел невпроворот. Картину просто спрятали до лучших времён. После реабилитации красных командиров её снова стали выставлять, хотя и весьма робко. Теперь нежелательной фигурой стал Сталин… А характеры, игра света и тени, атмосфера мирного 1935 года — всё это осталось неприкосновенным благодаря таланту художника. 

Арсений Замостьянов