Новая классика старого киножанра
09 Августа 2020
Голливуд в последнее десятилетие не радовал зрителей военными драмами. То есть фильмы в этом жанре, конечно, снимались, однако по большому счёту ничего на уровне «Спасти рядового Райана» (1998) и порождённых его успехом отличных мини-сериалов «Братья по оружию» (2001) и «Тихий океан» (2010) выдать американцам не удавалось.
В 2014 году вышел неплохой, но очень камерный «Непокорённый» Анджелины Джоли, запомнившийся весьма реалистичной сценой воздушного боя, в 2016-м — «По соображениям совести» Мела Гибсона, принёсший его создателям два Оскара за лучший монтаж и лучший звук, а также, как победно трубили СМИ, восстановивший репутацию режиссёра после скандала с антисемитскими высказываниями. Фильм якобы антимилитаристский, но в действительности представляющий собой жуткую, изобилующую штампами пародию на все американские военные фильмы, вместе взятые, со смачно отснятыми сценами насилия, реками крови, километрами вывалившихся внутренностей, взлетающими вверх телами, как на батуте, и обязательным, тем более для восстанавливающего репутацию, сводящим зрительские скулы по всему миру звёздно-полосатым пафосом. В 2017 году нас откровенно огорчил Кристофер Нолан, загубивший своим далёким от всякого правдоподобия «Дюнкерком» давно назревшую тему, а в 2019-м почти то же самое проделал Роланд Эммерих с «Мидуэем». Справедливости ради следует сказать, что последний более бережно обошёлся с историей, но ожидать серьёзного кино от создателя «Дня независимости» и «2012» всё равно было нельзя.
И вот в середине минувшего июля появился «Грейхаунд» — фильм практически никому неизвестного, пускай и оскароносного (за лучшую короткометражку 2004 года) режиссёра Аарона Шнайдера. Лента повествует о прорыве в нач. 1942 года атлантического конвоя без достаточной поддержки через так называемую Чёрную дыру — область в океане, не охраняемую авиацией союзников. Именно здесь суда, перевозившие военные грузы и живую силу из США в Британию, становились добычей «волчьих стай» немецких подлодок.
Отечественный рецензент из «Медузы» пишет о старомодности фильма, выраженной, по его словам, в отсутствии среди персонажей откровенных гомосексуалистов и минимуме афроамериканцев, но интуитивно он прав: «Грейхаунд» создан вне новомодных западных канонов, чем, собственно, более всего и должен быть интересен патриархальной российской публике. Здесь, как в классической драме, всё максимально подчинено золотому правилу аристотелевского триединства. Первое — единство действия: за исключением вступительной двухминутной мелодраматической сцены сюжет полностью сосредоточен на морском сражении, показанном от начала и до конца; тут нет задушевных разговоров, только приказы. Второе — единство места: мы практически ни на минуту не покидаем боевой мостик американского эсминца, откуда капитан Эрнест Краузе в исполнении незаменимого Тома Хэнкса (он выступил и в качестве соавтора сценария) управляет боем с вражескими субмаринами. И, наконец, третье — единство времени. Правда, повествование охватывает период больше классических 24 часов, однако правило триединства соблюдается тем, что капитан всё время бодрствует, то есть для него как бы длится один долгий день (картина, собственно, и заканчивается, когда главный герой засыпает).
Не буду описывать отдельные динамичные эпизоды боя. Они стоят того, чтобы непременно увидеть их собственными глазами. Скажу лишь, что съёмочной площадкой фильма, в целом не обошедшегося, конечно, без компьютерной графики, стали всё-таки не декорации, а всамделишный американский эсминец эпохи Второй мировой — единственный до сей поры сохранившийся. С точки зрения других исторических соответствий лента, не сомневаюсь, ещё подвергнется детальному критическому разбору, но на первый взгляд крупных промахов создатели не допустили, и это вызывает большое уважение.
А вот о чём приходится сожалеть, так это о том, что из-за проклятого COVID-19 «Грейхаунд», который должен был ещё два месяца назад выйти в широкий кинопрокат при поддержке Sony Pictures Releasing, оказался в итоге продан видеосервису Apple TV+ для показа в цифровом формате. Впрочем, и в Интернете он пожинает заслуженные лавры и среди зрителей, и у профессиональных кинокритиков, получив, например, на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes рейтинг одобрения 80% на основе 138 обзоров.
Максим Лаврентьев