Память о войне
08 Мая 2020
9 мая 1945 года наша страна победила самого страшного противника — гитлеровскую Германию. Нацизм был общим врагом объединённых наций. Это был самый грозный вызов, брошенный когда-либо человеческой цивилизации. Причём вызов, брошенный не кем-нибудь, а одной из самых значимых составляющих западного мира — просвещённой и передовой Германией. «Цивилизованный» Запад никогда не признавал Советский Союз (как, собственно, и нынешнюю Россию) своей частью. Однако именно СССР спас и Запад, и весь остальной мир от окончательного порабощения и гибели.
Но прежде всего, конечно, советские люди спасали свою Родину, своих родных и близких. Память о Великой Отечественной войне, о наших неисчислимых жертвах, принесённых на алтарь Победы, свята для каждого, кто считает себя потомком героического и почти уже ушедшего поколения победителей. Для каждого, кто считает себя антифашистом. Ещё сравнительно недавно можно было бы написать и так: эта память свята «для каждого советского человека, для каждого жителя освобождённой Европы». Но сейчас это будет неправдой: увы, сегодня, спустя почти три десятилетия после распада СССР, отнюдь не каждый постсоветский человек считает себя наследником поколения, победившего нацизм. Что уж говорить об «освобождённой Европе»! Год от года там растёт число тех, кто уверен: в 1945-м мир был спасён усилиями заокеанских солдат и действовавших вместе с ними британцев. А Советский Союз — «это кровавое детище Ленина — Сталина» — действовал едва ли не заодно с Гитлером.
Чудовищно, что эта ущербная с морально-нравственной и исторической точек зрения версия Второй мировой войны давно и осознанно насаждается не только в странах, которые были освобождены Красной армией, но и в тех государствах, которые сами в те годы были частью Советского Союза. Это значит, что там проросли не просто зёрна чёрной неблагодарности. Это значит, что там мы имеем дело с исторической памятью о войне, которая прямо противоположна нашей памяти, — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только носители такой, прямо противоположной нам памяти способны героизировать пособников нацистов, виновных в массовых казнях мирных жителей. Русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев. Верующих и атеистов, коммунистов и беспартийных. Только носители такой памяти способны сносить монументы тем, кто сражался с нацистами, — советским маршалам (как это недавно произошло в Праге) и простым красноармейцам.
Нужно давно уже называть вещи своими именами. Память, противоположная нашей памяти о войне, — это память тех, кто развязал ту войну, а потом проиграл нам в страшной кровавой схватке. Это память, выпестованная по ту сторону линии фронта. Просто теперь, спустя 75 лет, она обрела своих настоящих наследников и продолжателей. Они уже кое-где вздымают руки с приветственным «хайль!», славя своих доморощенных «героев». Они уже вовсю малюют на своих знамёнах символы, очень напоминающие нацистскую свастику. Все их шабаши, заклинания и символические жесты давно уже за пределами человеческой нормы, и это невозможно не замечать.
Да, скажете вы, всё правильно. Но можем ли мы повлиять на то, что происходит? Думаю, да: самое главное, что могут противопоставить этому нормальные люди, — сохранять и передавать свою память. Ведь задача не только в том, чтобы помнить самим. В условиях информационного беспредела и вседозволенности не менее важно суметь передать память о Великой Отечественной войне следующим поколениям. Именно в этом направлении должна вестись системная кропотливая работа. Необходимо задействовать все имеющиеся инструменты государства и общества. Наша школа наконец-то должна сыграть роль не просто бюджетного учреждения по оказанию образовательных услуг, а важнейшего передаточного механизма исторической памяти.
Давайте спросим себя: всё ли мы делаем для того, чтобы наши дети и внуки оставались носителями нашей памяти о войне? Если вы хоть немного сомневаетесь в утвердительном ответе на этот вопрос, значит, пора браться за дело.
С праздником Великой Победы, дорогие друзья!
Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»