Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Курс на коренизацию

№107 ноябрь 2023

Какой должна быть национальная политика на территории «красного Крыма»? Именно этот вопрос вышел на первый план сразу после окончания Гражданской войны. Предложения высказывались самые разные.

 

Исходя из того, что русские составляли около половины населения Крыма, тогдашний председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов предложил образовать на полуострове область в составе РСФСР с губернским аппаратом власти. Керченский уездный комитет РКП(б) настаивал на включении Крыма в состав УССР. Представители крымско-татарской интеллигенции, работавшие в органах советской власти, активно выступали за создание автономной крымско-татарской республики с предоставлением ей прав самостоятельных сношений с другими государствами и ведения внешней торговли. 

Павильон Крыма на ВСХ и кустарно - промышленной выставке в Москве  1924 архитектор М. Я. Гинзбург.pngПавильон Крыма, построенный для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1924 год

Создание КрАССР

Идею создания крымско-татарской автономии Москва не поддержала. Как полагают крымские историки Андрей Непомнящий и Александр Севастьянов, «возможно, руководство РКП(б) опасалось усиления влияния Турции на события в Крыму, а скорее всего – не воспринимало крымских татар как надежных союзников в деле строительства социализма».

К тому же, оставаясь интернационалистами, большевики не могли полностью проигнорировать интересы других народов Крыма, а ведь именно к этому, как казалось в Москве, фактически подталкивали идеологи крымско-татарской автономии. Но наиболее весомым и формально объективным аргументом против подобной идеи стало значительное преобладание на полуострове славянских народов. Согласно прошедшей в апреле 1921 года выборочной переписи населения, в Крыму проживало 44,2% русских и 7,4% украинцев (в сумме – более половины жителей) и только четверть населения (25,7%) составляли крымские татары. 

18 мая 1921 года Пленум ЦК РКП(б) принял решение о выделении Крымского полуострова в Крымскую автономную республику в составе РСФСР. А 18 октября председатель ВЦИК Михаил Калинин и председатель СНК РСФСР Владимир Ленин подписали совместное постановление «Об автономии Крымской Советской Социалистической Республики», которое не содержало указаний на то, что республика создается по национальному признаку. 7 ноября того же года, в четвертую годовщину Великого Октября, собрался I Учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и флотских депутатов, провозгласивший создание КрАССР. Съезд утвердил текст первой Конституции КрАССР и избрал постоянный высший орган республиканской власти – Центральный исполнительный комитет (ЦИК КрАССР). Главой ЦИК был избран латыш Юрий Гавен.

Крымские татары при этом получили непропорционально высокое представительство в ЦИК КрАССР – 18 из 50 мест. Председателем Совета народных комиссаров (СНК КрАССР) стал татарин Сахиб-Гарей Саид-Галиев. Из 15 членов СНК КрАССР татарами были четверо. Для оперативного руководства работой был сформирован так называемый Малый Совнарком, позже переименованный в президиум СНК. Государственными языками в Конституции КрАССР были объявлены русский и крымско-татарский.

По мнению историка Григория Кондратюка, большевистский Крым должен был стать «своеобразной витриной, демонстрировавшей всему тюркскому миру успехи национальной политики Советского государства». Он также выступил «альтернативой Турции Кемаль-паши Ататюрка: это был социалистический вариант модернизации для тюркского мира». 

dekr.png
dekr_1.png
dekr_2.png
Декрет о создании Автономной Крымской Советской Социалистической Республики.
1921 год

 

«О национальных моментах…»

17 апреля 1923 года в Москве открылся XII съезд РКП(б). Это был первый после революции высший партийный форум большевиков, на котором отсутствовал основатель партии Владимир Ленин. С политическим отчетом ЦК выступил член Политбюро Григорий Зиновьев, а с организационным отчетом – Иосиф Сталин. Кроме того, генеральный секретарь ЦК сделал доклад «О национальных моментах в партийном и государственном строительстве». Он заявил, что «в связи с нэпом во внутренней нашей жизни нарождается новая сила – великодержавный шовинизм, гнездящийся в наших учреждениях, проникающий не только в советские, но и в партийные учреждения, бродящий по всем углам нашей федерации». 

Но эта угроза была не единственной. По словам Сталина, «нэп взращивает не только шовинизм великорусский, – он взращивает и шовинизм местный, особенно в тех республиках, которые имеют несколько национальностей». Предлагая «принять все меры к тому, чтобы советская власть в республиках стала понятной и родной», Сталин, в частности, настаивал на том, «чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс».

В прениях по сталинскому докладу выступили 19 человек. В принятой съездом резолюции «По национальному вопросу» была поставлена задача, чтобы «органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, нравы и обычаи соответствующих народов». Требовалось издать «специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства».

Фактически XII съезд РКП(б) начал разработку концепции коренизации. Она предполагала выдвижение представителей титульного (коренного) этноса в органы государственного управления во всех национальных субъектах советской федерации. При этом, как отмечает историк Елена Борисёнок, «необходимость коренизации не вызывала сомнений, однако на ее характер существенное влияние должны были оказать взаимоотношения республик и центра, не до конца выясненные на XII съезде партии».

Как бы то ни было, политический курс съездом был выбран. Он не только включал в качестве приоритетной задачи продвижение представителей титульного (коренного) этноса в органы власти, но и должен был способствовать развитию национальной культуры, образования, литературы, театра, науки и средств массовой информации коренных народов. Большевики, с дореволюционных времен неустанно критиковавшие политику царского режима по отношению к «инородцам» (в том числе и к крымским татарам), всерьез вознамерились продемонстрировать всему миру, что их подход к коренным народам является принципиально иным.

председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов.png
Председатель Севастопольского ревкома Семен Крылов

Сахибгарей  Саид-Галиев 1924.png
Председатель СНК Крымской АССР Сахиб-Гарей Саид-Галиев

 

Татаризация Крыма

На Крымском полуострове разновидностью политики коренизации стала татаризация, предполагающая широкое вовлечение крымских татар в советское и хозяйственное строительство. Сформировалась позиция, согласно которой меры коренизации должны быть направлены в первую очередь на решение вопросов крымских татар. Национальная политика в отношении других этнических групп носила подчиненный характер.

Впрочем, некоторые важные шаги в этом направлении были сделаны задолго до XII съезда РКП(б).

Еще в 1921 году при агитпропе Крымского обкома был создан специальный подотдел по работе с татарским населением – Мусульманская секция (или Мусульманское бюро), позже переименованная в Крымское областное татарское бюро (Крымоблтатбюро). Она контролировала, как обеспечиваются экономические и социальные потребности татар, занималась изданием литературы на крымско-татарском языке, организацией политкурсов, работой среди учителей и женщин. В Симферополе при поддержке Татсекции создали рабочий клуб имени А. Боданинского, где татары могли заниматься музыкой, театром, спортом, читать книги. 

«Эта структура во многом должна была нейтрализовать амбиции крымско-татарской политической элиты, в частности лидеров партии “Милли Фирка” (“Народная партия”). Деятельность секции позволила привлечь к сотрудничеству часть старой интеллигенции и молодое поколение леворадикальных сил национального движения», – утверждает крымский историк Рустем Хаяли. 

Крымоблтатбюро добилось признания днями отдыха религиозных праздников мусульман – Курбан-байрама, Рамазан-байрама, мусульманского Нового года и дня рождения пророка Мухаммеда. 14 апреля 1921 года Крымоблтатбюро приняло решение «поставить во главу угла работу среди татар и по возможности татаризировать аппараты наробраза, земотдела, здравотдела, отдела управления и президиумы руководящих органов». В системе Управления народного образования был создан татарский подотдел под руководством поэта и филолога Бекира Чобан-заде.

10 февраля 1922 года ЦИК и СНК КрАССР приняли декрет «О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики». В нем ставилась задача привлечь местное, преимущественно татарское, население в советский государственный аппарат и добиться широкого использования крымско-татарского языка. В 1922 году в состав сельсоветов из общего количества 1485 депутатов было избрано 535 крымских татар.

В декабре 1923 года на III Всекрымском съезде Советов татаризации как основному направлению национальной политики был посвящен доклад председателя ЦИК КрАССР Гавена. На его основе форум принял развернутую программу развития национальной татарской школы, культуры и печати. Очередным шагом в реализации политики коренизации стал принятый ВЦИК в апреле 1924 года декрет «О мероприятиях по переводу делопроизводства государственных органов в национальных областях республик на местные языки».

«Для крымских татар были выделены наибольшие квоты среди советских служащих в народных комиссариатах. Проводившаяся земельная реформа призвана была наделить землей прежде всего крестьян – крымских татар», – пишет Кондратюк. О важности данного направления национальной политики можно судить по созданию специального структурного органа в составе ЦИК Крымской АССР – Комиссии по татаризации советского, кооперативного аппарата и общественных организаций. Она управляла осуществлением коренизации только в отношении крымских татар, периодически проводила совещания крымских татар-коммунистов, на которых рассматривались наиболее сложные проблемы процесса. «Безусловно, ключевыми вопросами, требовавшими решения пусть и в советском формате, были осуществление власти и доступ к экономическим ресурсам», – отмечает исследователь.

Делегаты Крымской АССР на VII Всесоюзном съезде Cоветов. 1935.png
Делегаты Крымской АССР на VII Всесоюзном съезде Советов.
1935 год

 

Крымская партия большевиков

Важнейшей задачей партии стало вовлечение в свои ряды крымских татар. Их роль состояла в том, чтобы стать «связующим звеном между компартией, соввластью и туземными крестьянскими массами».

На практике привлечь татар в ряды РКП(б) оказалось делом непростым как из-за низкого образовательного уровня большинства крымско-татарского населения, так и по ряду других причин. Сказывалось, к примеру, то, что во время революции и Гражданской войны значительная часть политически активных крымских татар группировалась вокруг партии «Милли Фирка». 

В июле 1921 года Крымоблтатбюро провело первую крымскую татарскую партконференцию, где присутствовали 230 человек. Вскоре ситуация с местными партийными кадрами постепенно начала налаживаться. После перехода к новой экономической политике в условиях кадрового дефицита большевики стали привлекать к сотрудничеству лояльных советской власти так называемых буржуазных специалистов, в том числе ранее состоявших в других политических партиях. В Крыму в ряды РКП(б), к руководящей работе в советских и хозяйственных структурах были привлечены выходцы из «Милли Фирка». Осман Дерен-Айерлы стал председателем СНК. Наркомздрав республики возглавил Халиль Чапчакчи, наркомюст – Решид Ногаев, наркомат рабоче-крестьянской инспекции – Вели Ибраимов.

К началу 1926 года доля крымских татар в партийной организации республики достигла 7,8% (509 членов), к 1930 году их число выросло более чем вдвое (1398 человек, или 10,3% из 13 524 членов партии в Крымской АССР), а в 1939-м из 16 299 членов и кандидатов в члены партии на долю крымских татар приходился 3521 коммунист и кандидат (21,6%). К советскому строительству активно привлекалась татарская молодежь. 

В результате проведения политики коренизации в управленческом аппарате полуострова произошли существенные перемены. В 1927 году в аппаратах Крымского ЦИК, СНК, Крымплана, РКИ, городских и сельских советах насчитывалось 368 крымских татар (26,8%). К тому времени функционировало 404 сельских совета: 167 из них были татарскими, 136 – русскими, 51 – других национальностей, 50 – смешанными. 25 июля 1929 года СНК КрАССР принял декрет о переводе делопроизводства в госучреждениях и общественных организациях в районах, городах и сельсоветах с большинством коренного населения на татарский язык.

Коренизация проявилась также в административном делении республики и в системе образования. В 1930-м было создано шесть национальных крымско-татарских районов – Алуштинский, Бахчисарайский, Балаклавский, Карасубазарский, Судакский и Ялтинский. Биюк-Онларский район стал немецким, Фрайдорфский – еврейским, а Ишуньский (позже переименованный в Красно-Перекопский) – украинским. В 1930 году в Крыму работали 343 русские школы первой ступени, 304 – татарские и 349 школ для детей других национальностей. Учебная литература издавалась на разных языках народов Крыма. В 1932-м в ЦИК КрАССР крымские татары превысили половину его состава (50,4%). 

Семья крымских татар под Судаком. Фото 1930-х годов.png
Семья крымских татар под Судаком. 1930-е годы

 

Дело Вели Ибраимова

Впрочем, политика коренизации имела и оборотную сторону. Крымские историки Наталья Киселева, Андрей Мальгин, Вадим Петров и Александр Форманчук, признав то, что коренизация вела к «сокращению доли русских кадров и минимизации использования русского языка», пришли к важному выводу: «Поскольку, по сталинской формуле, автономии должны быть национальными по форме и социалистическими по содержанию, это означало, что рано или поздно социалистическое содержание вступит в противоречие с национальными формами».

Противоречия возникли и между населявшими полуостров народами. В 1920-е годы греками, болгарами и армянами выдвигались претензии к местным органам власти в связи с тем, что льготы и преимущества предоставляются только татарам. Примечательно, что побывавшая весной 1925 года в Крыму комиссия ЦК РКП(б) констатировала: «Что же касается работы по вовлечению других меньшинств в советское строительство, как то: немцев, болгар, греков и т. д., и работы среди них вообще, то она почти совершенно отсутствует». Сложившаяся ситуация беспокоила Москву.

На этом фоне разыгралась драматическая история с еврейскими переселенцами в Крым. 24 августа 1924 года Президиум ЦИК СССР постановил образовать Комитет по землеустройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ). К концу года в степном Крыму появилось 28 еврейских поселков. Взятый Москвой курс на переселение евреев не понравился новому председателю ЦИК КрАССР Вели Ибраимову. Он заявил, что на полуострове нет лишней земли для тысяч хозяйств. Опираясь на выходцев из «Милли Фирка», Ибраимов стал саботировать процесс. Местным органам власти было запрещено предоставлять землю переселенцам.

Такая позиция явно противоречила курсу партии на укрепление дружбы советских народов. В дело вмешалась Москва. 16 апреля 1925 года Экономическое совещание при СНК РСФСР постановило отвести евреям в степной части Крыма 40 тыс. десятин земли. Желая добиться отмены этого решения, Ибраимов отправил в столицу своего единомышленника, председателя СНК КрАССР Османа Дерен-Айерлы. На заседании СНК РСФСР тот сделал доклад о безземелье крымских татар как результате политики царизма. Однако на этот раз критика самодержавия успеха не принесла – СНК РСФСР утвердил постановление Экономического совещания.

Когда информация об этом достигла Крыма, политическая элита региона раскололась на сторонников Ибраимова и тех, кто поддерживал секретаря Крымского обкома партии Сергея Петропавловского. Тот добивался практической реализации принятых в Москве решений. 12 мая 1927 года точку в затянувшихся спорах поставил Секретариат ЦК ВКП(б). Заслушав вызванных в Москву Ибраимова и его противников, орган передал «дело Ибраимова» на рассмотрение Центральной контрольной комиссии ВКП(б).

8 февраля 1928 года председатель ЦИК был арестован. В апреле в Симферополе состоялся открытый судебный процесс по делу Ибраимова и его подельников. Но судили их не за политику. Ибраимову было предъявлено обвинение сразу по трем статьям УК: 58-8 («Террористический акт»), 59-3 («Участие в бандитской шайке») и 116 часть 2 («Растрата»). Он обвинялся в том, что в мае 1927 года дал прямое распоряжение убить Абдурамана Сейдаметова, владеющего информацией о его связях с бандой бывшего белогвардейца Амета Хайсерова, которую Ибраимов снабжал оружием и деньгами. Во время покушения Сейдаметов получил 13 ран, но остался жив. Потенциальную угрозу для карьеры Ибраимова представлял и красный партизан Ибраим Ариф Чолак, которого во время Гражданской войны Хайсеров при аресте избил нагайкой, прострелил ему нижнюю челюсть и выбил зубы. Ибраимов заманил Чолака на свою квартиру в Симферополе, где бывший партизан был убит. Еще одно выдвинутое против Ибраимова обвинение заключалось в том, что, будучи председателем Крымского общества помощи переселенцам и расселенцам (КОППР), он «совместно с ответственным секретарем КОППРа Мустафой Абдуллой присвоил и растратил на свои личные нужды, на поддержку скрывавшихся бандитов и других частных лиц до 37 941 рубля».

Ибраимов и бывший секретарь Комитета по расселению и переселению Мустафа Абдулла в итоге признали выдвинутые против них обвинения и были приговорены к расстрелу. Другие подсудимые получили тюремные сроки. Трое были оправданы.

В 1928 году состоялся судебный процесс и над бывшими членами «Милли Фирка», по которому были осуждены 58 человек. Следом в крымских органах власти прошли чистки госаппарата от «буржуазно-националистических элементов». Многие из «вычищенных» в 1930-е годы стали жертвами сталинских репрессий. К этому времени союзный центр решил, что с политикой коренизации нужно заканчивать: к середине 1930-х доля крымских татар в руководящих органах управления республики уменьшилась до 15%. 

председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимов.png
Председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимов

Школьники с. Куру-Узень. 1937 год.png
Крымско-татарские школьники из села Куру-Узень.
1937 год

Большевистский Крым должен был стать своеобразной витриной, демонстрировавшей всему тюркскому миру успехи советской национальной политики

 

Кто жил в Крыму

1606.jpg

Самым многочисленным этносом Крымской АССР были русские. В 1926 году численность русского населения составляла 301,4 тыс. человек (44,1% общего числа). Вторым по численности этносом Крыма были татары – 25,1% (179,1 тыс. человек). Украинцы были на третьем месте и по удельному весу среди населения Крыма в 1926 году составляли 10,8% (77,4 тыс. человек). Удельный вес немцев был невелик и составлял в 1920 году 5,9%, а 1926-м – 6,1% (43,6 тыс. человек). Примерно таким же был удельный вес евреев – 5,6% (39,9 тыс. человек). Доля греков, болгар, армян в населении Крыма была небольшой: в 1926 году – соответственно 2,2% (16 тыс. человек), 1,6% (11,4 тыс.), 1,5% (10,7 тыс.). Крым также являлся одним из основных мест расселения караимов (0,6% населения полуострова). Кроме того, там проживали поляки (0,7%), а также англичане, итальянцы, французы, шведы, голландцы, японцы и др. В 1926 году их доля составляла 1,0% населения Крыма. Этническое разнообразие было характерно и для населения Севастополя. Его русское население было самым многочисленным (58,3% общего числа жителей города). Доля украинцев была значительно ниже – 9,7%. Далее шли евреи – 5,9%, татары –1,4, греки – 1,4, поляки – 1,2, армяне – 1,0, белорусы – 0,6.

 

Народная партия

вынос милли фирка.png

«Милли Фирка» (в переводе с татарского «Народная партия») была образована в июле 1917 года группой молодых татар, получивших образование в Турции и Западной Европе. Она выпускала газету «Миллет» (редактор Асан Айвазов). «Милли Фирка» во главе с Челеби Челебиевым и Джафером Сейдаметом ратовала за создание в Крыму «подлинной народной республики» и раздел государственных земель. В конце 1917 года партия созвала в Бахчисарае курултай, избравший Крымско-татарское национальное правительство. В 1918-м после вступления в Крым германских войск пошла на сотрудничество с оккупантами, образовав Крымское краевое правительство во главе с генералом Матвеем (Магометом) Сулькевичем.

После захвата Крыма белогвардейцами в «Милли Фирка» произошел раскол: левое крыло поддержало большевиков, а правое выбрало сотрудничество с белыми. В ноябре 1920 года после установления в Крыму советской власти некоторые члены «Милли Фирка» перешли на нелегальное положение. Большинство представителей левого крыла партии вступили в РКП(б). В 1920-е выходцы из «Милли Фирка» занимали целый ряд ключевых постов в руководстве Крымской АССР. В 1928 году состоялся судебный процесс над бывшими членами «Милли Фирка», по которому были осуждены 58 человек. В 1930-е годы многие бывшие члены партии стали жертвами сталинских репрессий.

Олег Назаров, доктор исторических наук