Что почитать и что увидеть в ноябре?
№107 ноябрь 2023
Распад СССР: документы и факты: Сборник архивных документов и исторических материалов
Под общ. ред. С.М. Шахрая
М.: Центр конституционного законодательства и публичного права; Кучково поле Музеон, 2022
Почти 900-страничный том документов поздней советской эпохи выпущен под редакцией активного участника событий тех лет, одного из разработчиков Беловежских соглашений о роспуске СССР, бывшего народного депутата РСФСР, а затем вице-премьера российского правительства, доктора юридических наук Сергея Шахрая. Книга дает возможность взглянуть на распад Советского Союза через призму исторических источников. В сборник включено более 650 официальных документов и архивных материалов, различных по типу, тематике, времени создания и источникам происхождения.
Первая часть сборника – «"Парад суверенитетов" союзных и автономных республик СССР» – содержит документы, принятые республиканскими парламентами начиная с 16 ноября 1988 года (Декларация о суверенитете Эстонской ССР) по декабрь 1990-го (Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан). Вторая часть включает материалы, характеризующие рост внутриполитической напряженности и межнациональных конфликтов, а также попытки урегулирования ситуации. Прежде всего это документы союзного центра – ЦК КПСС, съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, президента СССР, других органов и должностных лиц Советского Союза. Документы, представленные в третьей части, отражают рост экономической самостоятельности союзных республик и нарастающий кризис единой экономики СССР. Четвертая часть – документы, связанные с попытками Михаила Горбачева и его команды разработать новый Союзный договор, так называемый «новоогаревский процесс». Пятая часть – документы, касающиеся событий и последствий путча ГКЧП, произошедшего в августе 1991 года. Редактор сборника Сергей Шахрай убежден, что именно с этого момента распад СССР был неизбежен. С его точки зрения, одной из главных причин развала государства стало уничтожение КПСС, а этот процесс завершился как раз в конце августа 1991-го. «Коммунистическая партия Советского Союза была становым хребтом, несущей конструкцией и реальным механизмом осуществления государственной власти в СССР», – убежден Шахрай. Шестая часть посвящена выходу республик из состава СССР, седьмая – распаду КПСС, прекращению деятельности государственных структур Союза, восьмая касается образования СНГ. Заключительная, девятая часть называется «Nota bene: Украина и Крым» – это материалы, связанные с процессом выхода Украинской ССР из состава Союза, а также с определением статуса Крыма и реакцией на эти события жителей полуострова, тогдашних органов власти и политиков России и Украины. Вступительная статья к сборнику, написанная Сергеем Шахраем на русском, английском и китайском языках, напоминает о сложном и многомерном историческом контексте, в котором возникли представленные документы; в ней также анализируются последствия, порожденные этими актами.
Толочко П.П.
Откуда пошла Руская земля
М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2023
В новой книге украинского историка, доктора исторических наук, академика Петра Толочко предпринята попытка дать научный ответ на вопрос, поставленный еще в «Повести временных лет»: «Откуда есть пошла Руская земля?» (в исследовании слова, производные от названия «Русь», используются автором в соответствии с летописным написанием – с одной буквой «с»). Прежде всего речь в работе идет о причинах возникновения восточнославянского государства и происхождении его наименования. Разумеется, восточные славяне не были свободны от влияний своих соседей, однако их государственно-политическое становление зиждилось в первую очередь на внутреннем общественном и социально-экономическом развитии, считает Петр Толочко. Как свидетельствуют письменные и археологические источники, еще до появления варяжских дружин на севере, а также хазарской экспансии на юге восточные славяне имели структурированную политическую и территориальную организацию. Название «Русь» было широко известно на юге восточнославянского мира задолго до «призвания варягов». В настоящее время проживающий на Украине 85-летний ученый подвергается нападкам из-за своих, как считают киевские власти, пророссийских взглядов.
Максимов А.М.
Януш Корчак. Жизнь до легенды
М.: Молодая гвардия, 2023
Эрш Генрик Гольдшмит, он же Януш Корчак (это его литературный псевдоним), родился в 1878 году в еврейской семье в Варшаве. Окончив медицинский факультет Варшавского университета, в качестве военного врача он принял участие в Русско-японской и Первой мировой войнах. При этом писал детские книги, найдя в итоге свое призвание в педагогике: с 1909 года Корчак работал в еврейском Доме сирот в Варшаве. Выдающийся педагог вошел в историю своим подвигом: после оккупации польской столицы гитлеровцами ему неоднократно предлагали покинуть гетто, но он не стал бросать своих подопечных. И в начале августа 1942 года проследовал вместе с ними в газовые камеры Треблинки. Писатель и телеведущий Андрей Максимов попытался по крупицам воссоздать жизнь Корчака вплоть до его великого поступка.
Герасимов В.Е.
Латвийский национализм на службе Западу
М.: Кучково поле, 2023
Исследование показывает, что идеи, заложенные более века назад первыми латышскими буржуазными националистами, подхваченные профашистской диктатурой Карлиса Ульманиса (1877–1942) и реализованные коллаборационистами в годы Второй мировой войны, находят применение и в современности. Книга раскрывает связи вчерашних карателей и военных преступников с реакционными эмигрантскими организациями периода холодной войны и демонстрирует, что концепция шовинистического национализма, развивавшаяся в первой половине ХХ века, сохранилась и приумножилась во второй. Автор исследует события начиная с 1990-х и до сегодняшнего дня, анализирует политические механизмы, благодаря которым в Латвии восторжествовала идеология участников националистических коллаборационистских движений прошлого.
Хирш Ф.
Суд в Нюрнберге. Советский Союз и Международный военный трибунал
М.: Новое литературное обозрение, 2023
Международный военный трибунал заседал в Нюрнберге с ноября 1945-го по октябрь 1946 года. Как показывает Франсин Хирш, без участия СССР судебный процесс никогда бы не состоялся: именно советские юристы разработали правовую основу, рассматривающую действия гитлеровцев как международное преступление. Впрочем, это был не простой процесс, поскольку сторона нацистской защиты открыто поднимала на заседаниях трибунала вопрос о причастности СССР к преступлениям против мира. Когда же отношения между четырьмя странами-союзницами окончательно испортились, Нюрнберг превратился из символа справедливости в один из первых фронтов холодной войны.
Стил Б.
План Маршалла. На заре холодной войны
М.: Издательство Института Гайдара, 2023
С распадом Британской империи и укреплением мощи и влияния послевоенного СССР американская администрация в лице нового госсекретаря Джорджа К. Маршалла и его сотрудников взялась за трудновыполнимую задачу: восстановить Западную Европу как оплот против коммунистического авторитаризма. Такое масштабное начинание заставило европейцев и американцев сделать выбор, противоречивший сложившимся историческим традициям и самооценкам. Развернувшийся в итоге процесс содействовал появлению НАТО, Европейского союза и западной идентичности – факторов, продолжающих определять современное развитие важнейших международных событий.
Федоров В.В.
Ума палата
М.: ВЦИОМ, 2023
«В мире происходят перемены, которых не было сто лет», – сказал в свое время лидер КНР Си Цзиньпин. Уходит в прошлое оптимизм по поводу успехов глобализации, цифровизации, быстрого распространения средств связи, финансовых сервисов и модных гаджетов. На смену ему приходят скепсис, тревога, страхи. Если прежде мы с восторгом мчались вперед на гребне волны перемен, то теперь эта волна превращается в наводнение, которое грозит похоронить наш мир. Будущее из предмета вожделения превращается в зону опасений и разочарований. Что мы можем сделать, чтобы сориентироваться в головокружительных изменениях? Прежде всего научиться понимать, что именно происходит. И здесь не получится ограничиться личными наблюдениями и опытом. Необходимо глубоко разобраться в устройстве мира, общества, государства, хозяйства и культуры. К счастью, у нас есть отличные помощники – талантливые исследователи и социальные теоретики. Знакомству с их работами и посвящена книга генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), постоянного автора «Историка» Валерия Федорова, который на протяжении нескольких лет ведет в журнале рубрику «Книжная зависимость». Значительная часть этих текстов вошла в новое издание. В послесловии к нему главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков отметил: то, что собрано в книге, – «это не совсем рецензии, вернее, совсем не рецензии. Где-то – вдумчивый конспект прочитанного, а где-то – и вовсе размышление на заданную тему. При этом, занимаясь актуальной социологией, Валерий Федоров почти в каждую свою публикацию привносит едва ощутимый привкус актуализации. Он делает это очень дозированно и очень аккуратно, не подменяя сиюминутной конъюнктурой ту книжную реальность, о которой пишет, но в то же время не давая и ей полностью заслонить от нас же самих наши сегодняшние "больные вопросы"». «Журнал "Историк" – это просветительский проект, и пройти мимо такого автора мы просто не имели права. Так, незаметно для себя, мы попали в самую настоящую книжную зависимость от Федорова, а его "Книжная зависимость" попала к нам на страницы», – констатирует Рудаков.
23 ноября 2023 года – 4 февраля 2024 года
Великая Отечественная война. 19 ноября 1942 г. – 7 ноября 1944 г.
Выставочный зал федеральных архивов
Москва, Большая Пироговская улица, 17
Выставка продолжает представление коллекции документов, раскрывающих события Второй мировой и Великой Отечественной войн. Новая часть комплекса архивных материалов позволяет осветить основные моменты вооруженного противоборства сторон в рамках ключевого периода войны, когда Красная армия завершила перехват стратегической инициативы на фронте и начала изгнание врага за пределы нашей родины. Экспозиция охватывает период от начала советского контрнаступления под Сталинградом 19 ноября 1942 года до освобождения практически всей территории СССР от германской оккупации 7 ноября 1944 года. В рамках проекта можно ознакомиться с 350 главными документами высшего политического, государственного и военного руководства СССР, а также специальных служб. Демонстрируются карты советского стратегического планирования, разведывательные донесения, полученные по разным каналам, протоколы о ходе международных переговоров и важнейшие международные договоры. Большую часть документов посетители могут увидеть в подлинниках. Также представлены фотографии и кинохроника, дополняют их музейные предметы из фондов ряда федеральных музеев. Экспонаты отражают подвиг тыла и мирного населения, героизм партизан и подпольщиков, последствия оккупации и зверств нацистов и их пособников на территории нашей страны, важнейшие внешнеполитические сюжеты и деятельность антигитлеровской коалиции в этот период.
4 октября 2023 года – 21 января 2024 года
Алексей Щусев. 150
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Москва, улица Воздвиженка, 5/25
Выставка посвящена творчеству выдающегося зодчего Алексея Щусева (1873–1949) и приурочена к его 150-летнему юбилею. Архитектор уникального дарования блестяще проявил себя в разных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX века. Посетители увидят около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
10 октября 2023 года – 10 марта 2024 года
Николай Рерих
Новая Третьяковка
Москва, улица Крымский Вал, 10
Масштабная выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха (1874–1947) – знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. В экспозицию вошло свыше сотни картин и графических листов, а также документальные материалы о жизни художника. Сенсацию произвела первая демонстрация для публики театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен ГТГ в 2021 году.
12 октября 2023 года – 12 февраля 2024 года
От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург, Садовая улица, 2
Экспозиция демонстрирует лучшие образцы рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея. На ней представлено около ста произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами. В натурных штудиях и эскизах исторических композиций начала XIX столетия в полной мере проявился высокий уровень мастерства отечественной академической школы. Яркие, контрастные акценты света и тени, стремительность карандашных линий и штриховка рождают ощущение спонтанности возникновения образа, его полноты и цельности.
21 октября 2023 года – 28 января 2024 года
Рисунки старонидерландской школы
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32
Выставка в Галерее графики знакомит посетителей музея с эрмитажной коллекцией ранних нидерландских рисунков. Экспозиция включает в себя 72 листа, относящихся к эпохе так называемых Старых Нидерландов – от объединения страны под властью бургундских герцогов в 1430-х годах и до ее фактического распада в ходе гражданской войны в 1580-х годах на протестантскую Голландию и католическую Фландрию. Рисунки, большинство из которых – подлинные шедевры графического искусства, разнообразны по своим сюжетам, назначению и технике исполнения. Многие листы никогда прежде не выставлялись и не воспроизводились в печати.
Варвара Рудакова