Князь-победитель
№77 май 2021
В истории каждого народа есть фигуры, ставшие символами доблести и героических побед. Для России такой фигурой является князь Александр Невский
800 лет назад, в мае 1221 года, в Переяславле-Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича родился второй сын – Александр. Крестили его в Спасо-Преображенском соборе – там, где позже был возведен в сан игумена Сергий Радонежский. Имя Александр тогда редко встречалось на Руси. Княжича, скорее всего, назвали в честь святого воина Александра Римского. Но незадолго до его рождения в переводе на древнерусский язык появилась «Александрия» – знаменитое повествование о жизни великого македонского завоевателя. Ведь на Руси, как и в Византии, прославленного полководца древности воспринимали не как язычника: дошедший до русских снегов вариант романа об Александре Македонском содержит эпизоды почитания им единого Бога. Возможно, что имя Александр и полюбилось князю Ярославу, когда он читал о непобедимом македонском царе.
В конце XIX века Дмитрий Иловайский, автор самых популярных в то время учебников по русской истории, прямо назвал Александра Невского «нашим национальным героем» и так охарактеризовал его феномен: «Практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами». Были на нашей земле в XIII–XIV столетиях и другие талантливые полководцы, но никто из них не определил стратегии Руси на века вперед.
«Кто с мечом к нам войдет…»
Так случилось, что князя Александра Невского любили и почитали три «поворотных» правителя в истории нашей страны – Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин. Лишь в первые годы советской власти князь оказался не в чести у «строителей нового мира». Для историка-марксиста Михаила Покровского Александр Ярославич был «приспешником новгородской торговой буржуазии» – и только. Но очень скоро оказалось, что подходить к событиям тринадцатого века с мерками века двадцатого по меньшей мере опрометчиво. Идея преемственности между дореволюционной Россией и СССР возникла в начале 1930-х годов, когда стало окончательно ясно, что ставка на мировую революцию не сыграет и строить социализм нашей стране придется практически в одиночестве. Как минимум в обозримом будущем.
В 1937 году, когда Советский Союз готовился к противостоянию с нацистской Германией, было решено снять художественный фильм о легендарном князе – победителе немецких рыцарей. Сценарий завершался трагически: в финале главный герой возвращался из поездки в Орду и, предательски отравленный, умирал, глядя на «далекое поле – Куликово поле». Далее – скорбь: «Закатилось солнце земли Русской. Гроб идет с плеча на плечо под звон колоколов по всей Руси великой». Режиссер Сергей Эйзенштейн вспоминал: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. "Сценарий кончается здесь, – были мне переданы слова. – Не может умирать такой хороший князь!"» И фильм завершился апофеозом дружинников-победителей и почти евангельским обращением Александра Невского к народу и миру, которое стало крылатым: «Если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!» Отрешиться от актуальных политических ассоциаций было невозможно. Критики писали: «Глядя на древних рыцарей, одетых в белые хитоны и рогатые шеломы, советский зритель узнает в них современных рыцарей топора и свастики, фашистов. Каждый сидящий в зрительском зале чувствует, знает, что немецкие захватчики снова готовят кровавый поход против нашей социалистической Родины».
С тех пор вся Россия знает Александра Невского не только по имени, но и в лицо. Он обрел стать и голос артиста Николая Черкасова, умевшего перевоплощаться в героев далеких столетий. Князь-витязь – с мечом, в высоком шлеме – стал настоящим современником фронтового поколения, которое в 1938 году, когда картина вышла на экраны, только готовилось к своему героическому испытанию. Позже фильм называли пророческим: Эйзенштейн предсказал и жестокость оккупантов, и размах настоящей народной войны, и победы в решающих битвах за правое дело.
«Пусть вдохновляет вас…»
Вторая жизнь Александра Невского началась 22 июня 1941 года. Начнем с того, что важнейшее радиосообщение в этот день завершалось мелодией Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские!». И все помнили, что этот патриотический напев впервые прозвучал в фильме о победе на Чудском озере. Поэт Владимир Луговской нашел точные слова, в духе древних житий прославленного князя:
Вставайте, люди русские,
На смертный бой, на грозный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почет и честь,
А мертвым – слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
Эта песня стала предтечей написанного через несколько дней после начала войны шедевра «Вставай, страна огромная»… В армии фильм о князе-победителе любили. Его показывали и раненым фронтовикам в госпиталях, и под открытым небом, неподалеку от передовой.
7 ноября 1941 года на параде, посвященном 24-й годовщине Октябрьской революции, Иосиф Сталин с трибуны Мавзолея произнес знаменательные слова: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Появились плакаты, с которых знаменитые воины и полководцы прошлого призывали красноармейцев сражаться до победы, – и первым в этом ряду национальных героев был князь Александр, который бил не кого-нибудь, а немецких рыцарей. В те дни Василий Лебедев-Кумач опубликовал стихи:
Эй, герои! Разве не с кого
Нам пример отваги взять?
Вспомним славный подвиг Невского
И его стальную рать.
Брал отвагой молодецкою
Он на озере Чудском,
И остались псы немецкие
Под холодным русским льдом!
А после учреждения ордена Александра Невского в 1942 году эти стихи вышли и на плакате, в «Окнах ТАСС». Художник Павел Соколов-Скаля создал впечатляющую композицию: русский витязь, широко замахнувшись мечом, готов пополам разрубить иноземного рыцаря. В том же году в иллюстрированном журнале «Фронтовой юмор» была опубликована телеграмма, которая в трудные дни отступлений поднимала настроение бойцов, давала возможность посмеяться над грозным врагом, сбивая с него ореол непобедимости: «Берлин, Гитлеру. Желаю тебе, немчин проклятый, погибели скорой. Скорблю, что не могу лично приложить руку к немецкому загривку. А. Невский».
Ордена Александра Невского: (1) Российской империи (1825–1917), (2) СССР (1942–1991) и (3) Российской Федерации (с 2010 года)
Немцы тоже помнили о битве на Чудском озере, да и о фильме Эйзенштейна знали, хотя в Германии его, конечно, не демонстрировали. К историческим аналогиям и реваншам в Германии относились серьезно. Весной 1942 года, когда отмечалось 700-летие битвы, которую немцы называли «айсштосс», то есть «разбитый лед», командование люфтваффе получило приказ – мощным налетом бомбардировщиков до вскрытия Невы уничтожить корабли Балтийского флота, оборонявшие блокадный Ленинград. Операция, которой дали кодовое название «Айсштосс», провалилась. Удар пришелся мимо целей, в прямом смысле – по льду. Реванш за битву князя Александра не состоялся. Все боевые корабли, защищавшие Ленинград, кроме получившего сравнительно небольшие повреждения крейсера «Киров», остались в строю.
Не сосчитать, сколько статей и монографий, посвященных Александру Невскому, появилось в дни войны. В основном это были небольшие брошюры, предназначенные для бойцов и командиров. В «Правде», а вслед за ней и в десятках других газет в начале лета 1942 года вышла статья академика Евгения Тарле «Тевтонские псы-рыцари и их гитлеровские последыши». Яркие рассказы о подвигах доблестного князя регулярно украшали страницы фронтовой и центральной печати. В каждом из них, конечно, подчеркивалось сходство между экспансией немецких рыцарских орденов и нашествием фашистов. Если Русь тогда устояла перед «натиском на Восток», то «и мы не должны посрамить предков». Очень важно, что многие брошюры переводились на языки всех основных народов Советского Союза. Во время войны Александр Невский стал героем не только для славянских, православных народов, но и для всех, кто встал на смертный бой против завоевателей.
В годы Великой Отечественной написан и удивительный триптих художника Павла Корина «Александр Невский», центральный образ которого – портрет князя во весь рост – с тех пор публиковался едва ли не во всех учебниках истории. Вот уж поистине символ мужества! Но у этого хрестоматийного полотна есть тайна. Мы так привыкли к коринскому образу, в нем столько высокой подлинности, что, как правило, даже не возникает сомнений в историчности картины. А ведь князь облачен в несвойственные русским воинам того времени рыцарские латы – от него исходит холодный стальной блеск. Живописец пожертвовал исторической фактурой ради образа силы, тревоги и надежды, который создавался не в дни побед, а до Сталинграда, до Курской битвы, задолго до освобождения советской земли от оккупации. Суровый лик Спаса Нерукотворного дополняет этот портрет защитника Русской земли и веры во времена тяжелейших испытаний. Корин, сын и внук палехских иконописцев, хорошо знал многовековую традицию изображения благоверного князя. В Палехе до 1934 года сохранялась деревянная часовня Александра Невского, в которой художник молился в детстве. Князь Александр был любимым святым и любимым героем Корина – и в триптихе он постарался передать свое личное отношение к его подвигу, к его роли в нашей истории. Художник доказывал: только возвращение к старым русским святыням поможет нам выстоять и одолеть врага.
Герой Советского Союза Александр Билюкин сражался с врагом на истребителе «Александр Невский»
Эта идея нашла отражение не только в искусстве. В ноябре 1942 года в «Правде» появилось сообщение протоиерея Александра Архангельского: «Вношу лично от себя 200 тыс. рублей на постройку нового боевого самолета эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского… Я призываю всех православных церковнослужителей на свои взносы создать грозную для врага могучую боевую эскадрилью».
Герой Советского Союза Александр Билюкин сражался на истребителе с крупной надписью на борту – «Александр Невский». В 36 воздушных боях советский ас лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника. Среди его боевых наград был и орден Александра Невского. Эскадрилья имени русского полководца XIII века вела бой в ленинградском небе. Летчики защищали Дорогу жизни, участвовали в прорыве блокады. Святой благоверный князь Александр Невский издавна считался покровителем этого края. В 1944 году в освобожденном, не покорившемся врагу Ленинграде в Троицком соборе открылась выставка, посвященная победителю в битвах на Неве и Чудском озере. Ее посетили большинство бойцов и командиров Ленинградского фронта и тысячи жителей города. Выстоявших.
Надпись на стене Рейхстага
В апреле 1945 года, когда страна отмечала годовщину Ледового побоища, Красная армия с боями заняла Зееловские высоты и подошла к Берлину. В Москве, в Ленинграде – повсюду приветствовали приближение наших войск к «логову Гитлера».
«Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» – писали солдаты-победители на стенах Рейхстага. Этот патриотический пароль стал для них формулой справедливой освободительной войны. И это был незабываемый взлет славы русского князя. Можно понять эмоции красноармейцев: жизнь подтвердила правоту Александра Невского – и жестокий враг, пришедший к нам со смертоносным оружием, оказался поверженным в собственной столице.
В системе ценностей, которую олицетворяет князь Александр, главное слово – победа. Для нас это объединяющая идея: одолеть врага и преодолеть себя, защищая Отечество от захватчиков. И это слово прозвучало на весь мир 9 мая 1945 года. День Победы – так навеки отмечена в календарях эта великая и выстраданная всем народом дата. Для нас навсегда святыми останутся эти понятия – победа и надежда. А потому не будет забыт и Александр Невский. Он необходим России. Изменить этот культурный код – значит предать то наследие, которое превратило сравнительно небольшие земли, где правил Александр Ярославич, в великую державу.
Трудно найти в современной истории пример столь удачной актуализации князя и полководца XIII века. Александр Невский остается нашим современником. Он – и святой, и столп государственности, и защитник Отечества. Его изображения в наше время (как, впрочем, и в советскую эпоху) можно увидеть едва ли не в каждом российском военном городке. Феномен князя проявился даже в том знаменательном факте, что орден, посвященный ему, существовал в Российской империи, в Советском Союзе и ныне входит в наградную систему нашей страны. Это уникальный случай, единственный в своем роде. Восприятие Александра Невского менялось, но он остается ключевой фигурой для нашей государственности, для патриотического воспитания и мироощущения.
В последние десятилетия во многих странах изменилось отношение к национальным героям. Исторических деятелей подменяют рыцари и супермены из блокбастеров и книг в жанре фэнтези. А в России олицетворением доблести и подвига остается Александр Невский – фигура историческая. Несмотря на многочисленные наслоения мифов, идеологических стереотипов, он из нашего прошлого – не только из преданий, но и из летописей. И мы сохраняем верность ему, помня о том, сколько героев разных поколений считали себя продолжателями благоверного и воинственного князя.
Плакат. Худ. В.С. Иванов, О.К. Буровая. 1942 год
Лента времени
Май 1221 года
Рождение в Переяславле-Залесском.
1228 год
Первое упоминание Александра вместе с братом Федором в Новгородской летописи.
1234 год
Возможное участие Александра в походе отца Ярослава Всеволодовича на орденские владения. Битва с немецкими рыцарями на реке Омовже (ныне Эмайыги).
1239 год
Женитьба на Александре Брячиславне, дочери полоцкого князя.
15 июля 1240 года
Невская битва. Победа Александра над шведами у впадения реки Ижоры в Неву.
Начало 1242 года
Освобождение Пскова от ливонцев.
5 апреля 1242 года
Ледовое побоище. Победа Александра над ливонскими рыцарями на Чудском озере.
1245 год
Литовский поход. Победы Александра над литовцами у Торопца, озера Жизца и Усвята.
1247 год
Первая поездка Александра в Орду к хану Батыю.
1249 год
Возвращение из столицы Монгольской империи Каракорума с ярлыком на титул великого князя киевского.
1252 год
Поездка Александра в Орду, где было признано его «старейшинство во всей братии его».
1256 год
Поход в Финляндию.
1261 год
Рождение у Александра четвертого, младшего сына – князя Даниила, основателя московской линии Рюриковичей.
14 ноября 1263 года
Кончина великого князя Александра в Городце. Перед уходом из жизни он принял схиму с именем Алексий. Погребен в Рождественском монастыре во Владимире.
1547 год
На Поместном соборе Русской православной церкви Александр Невский канонизирован как благоверный князь.
1724 год
По приказу Петра I мощи святого благоверного князя Александра торжественно перенесены из Владимира в Александро-Невский монастырь (в будущем лавру) в Санкт-Петербурге.
Фото: LEGION-MEDIA, РИА НОВОСТИ, WIKIPEDIA.ORG, А. ГРОМОВ/WARALBUM.RU
Арсений Замостьянов