Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

А сталин шёл по полю...

19 Апреля

Изображение картины

В послевоенные годы эту картину в нашей стране знали все. Да и за рубежом, благодаря прессе, она была известна многомиллионной аудитории.

Сталин – трезвомыслящий прагматик – вряд ли считал самого себя земным богом. Но он считал, что культ вождя полезен для мобилизации трудящихся, для усиления патриотизма. В беседе с Лионом Фейхтвангером Сталин так объяснял это явление: «Очень большое дело – освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Все это приписывают мне – это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костер восторгов телячьих». Вот такую восторженную картину мы и вспоминаем…

Фёдор Саввич Шурпин (1904 – 1972) родился в Смоленской области, по комсомольской путёвке попал на рабфак искусств. Написал немало талантливых работ, которые хороши вовсе не только соцреалистической благонамеренностью. Пейзажи Смоленщины, крестьянские сюжеты, образы матерей…

В 1946 – 47-м он работал над самым жизнерадостным своим полотном – «Утро нашей Родины». В 1949-м его работу удостоили Сталинской премии 2-й степени. Конечно, Сталин не позировал Шурпину, но к картине отнёсся благожелательно. Вождь хотел, чтобы народ видел его именно таким. Шурпин его не приукрасил, не превратил в супермена. По полю идёт пожилой человек, в котором многие могут почувствовать отца или деда. Сталина это устраивало, и картину растиражировали на десятки тысяч репродукций.

Сохранилась легенда: на выставке подозвал сына Василия к картине Шурпина и сказал: «Ты думаешь, что ты Сталин? Нет! Ты думаешь, что я Сталин? Нет!». Генералиссимус указал на картину: «Вот Сталин!». Он понимал, что миф важнее бытовой правды… Послевоенное восстановление страны шло не гладко. Тут и нищета, и штурмовщина… Очень многие в те годы испытывали потребность в идиллии. На картине Шурпина мы видим щедрые поля, мачты высоковольтных передач, дымящиеся заводские трубы… Да, в 1948-м это было, по большому счёту, сказкой. Но во многом её удастся сделать былью. А сказки утешают в самые трудные годы. И приторная лакировка действительности иногда необходима – как наркоз для измученных людей.

И вспоминаются строки Алексея Недогонова из поэмы «Флаг над сельсоветом», которая удостоилась Сталинской премии в 1948-м. Там колхозница рассказывает о том, как ей во сне явился герой картины Шурпина:

Он с трубкою своей резной,

В костюмчике военном

Таким душевным был со мной,

Сердечным, откровенным…

И мы простились так тепло,

Наговорились вволю.

Над головою солнце шло,

А Сталин шёл по полю.

Автор: Арсений Замостьянов