Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Батальное полотно великого портретиста

22 Февраля

Изображение картины

В 1805 году художникам трудно было отделаться от мыслей о Наполеоновских войнах, особенно когда дело касалось исторических, а тем более батальных сюжетов. Так и Орест Кипренский — талантливейший молодой живописец, — получив в академии задание «представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем оставшиеся Князья русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании», поставил задачу не столько восстановить историческую фактуру XIV века, сколько отразить впечатления от героической борьбы русских воинов — современников живописца — с французами. При этом он взял на вооружение классический «греческий» стиль, несколько театральный, демонстрирующий отличное знание человеческого тела. Композиция картины выстроена умело, ярко, выразительно. Фигуры воинов — несколько условные — рельефно выступают на фоне мрачного неба. Князь молитвенно поднял руки к небу. Но нет сомнений, что он не погибнет, что он ещё встанет в полный рост. 


За эту картину в 1805 году Кипренский получил золотую медаль первого достоинства, его хвалили. Однако Кипренский задумывался о другом направлении в искусстве. Прирождённый романтик, поклонник Джорджа Байрона, он считал, что только в портретистике можно передать бурю эмоций и настоящие характеры современного человека. В академии у Кипренского было два учителя: портретист Дмитрий Левицкий и Григорий Угрюмов, увлекавшийся батальным жанром. Кипренский пошёл по пути Левицкого, но быстро выработал собственный стиль портретистики. Эмоциональный, драматичный, напоминающий лучшие образцы голландской классики. Однако эта картина так и осталась его лучшим творением, посвящённым истории нашей страны.