Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Легенда о самозванке

26 Апреля

Изображение картины

У современников художника Константина Флавицкого при виде этой картины от ужаса по спине бегали мурашки. Так впечатляюще он изобразил гибель молодой женщины в замкнутом пространстве каземата. Настоящий фильм ужасов! Таких эмоций до этого не вызывала ни одна русская картина. Полотно впервые экспонировалось в 1864 году на выставке Императорской академии художеств. Император Александр II, посетивший вернисаж, потребовал указать в каталоге, что сюжет Флавицкого не связан с исторической истиной. Что и было сделано. Вышли научно-популярные статьи, в которых разъяснялась судьба самозванной дочери императрицы Елизаветы Петровны. 

Да, художник отдал предпочтение собственной фантазии, а не исторической правде. Он совместил два исторических события — арест и смерть от чахотки самозванной «княжны Таракановой» и наводнение, которое случилось в Петропавловской крепости через два года после её ухода из жизни. Художник добился главного: его картину признали блистательной и критики, и публика. Она вызывает сочувствие к героине, как и замышлял Флавицкий. Печальная, трагическая картина. Как и судьба художника, так и не создавшего ничего равноценного своему единственному шедевру. А это полотно и в  наше время — одно из самых популярных в Третьяковской галерее. Миф в истории иногда сильнее исторической правды.