Несломленная
07 Октября
Художник обратился к событиям ноября 1671 года, когда по приказу царя подвижницу старой веры Феодосию Прокопьевну Морозову отправили из её московского дома в заточение. Морозова была сказочно богата, состояла в дальнем родстве с царской семьёй и долгое время играла заметную роль при дворе царя Алексея Михайловича. Рано оставшись вдовой, Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Она не поддержала реформу Патриарха Никона, высоко почитала протопопа Аввакума. Боярыня совершала домашние молебны «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Царь не раз пытался сломить её упрямство, действуя и кнутом, и пряником, но Морозова оставалась непреклонной. Ноябрьской ночью 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришли архимандрит Чудового монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. После допроса Феодосию заковали в кандалы. Вскоре её перевезли в Чудов монастырь, а затем — в подворье Псково-Печерского монастыря. После ареста Феодосии скончался её сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев отправились в ссылку. Морозову пытали и только благодаря заступничеству сестры царя Ирины Михайловны не подвергли смертной казни. Её содержали в земляной тюрьме в Боровске. Зато казнили несколько слуг непокорной боярыни...
Вот такой сюжет вдохновил Василия Сурикова на одну из лучших его работ. Без преувеличений, по этой картине можно восстановить всю судьбину Морозовой, её характер и характер эпохи... Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, бившаяся о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Протопоп Аввакум оставил такое определение боярыни: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».
Всё это есть у Сурикова. Нищий юродивый, выражающий солидарность с Морозовой, символизирует народность её миссии, её убеждений... Эта непреклонность была дорога художнику. Сохранилось более сотни эскизов к картине.