Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Тема с вариациями

05 Февраля

Изображение картины

Народный художник СССР Владимир Серов по праву считался признанным мастером «октябрьской темы», одной из ключевых как для советского искусства, так и для государства. Свою самую известную картину он создал как ударник — к знаменательной дате, к 30-летию Октябрьской революции.

В «кадре» — актовый зал Смольного института благородных девиц, залитый электрическим светом. Ночь с 7 на 8 ноября (по нов. стилю), заседание II Всероссийского съезда Советов. На трибуне — вождь мирового пролетариата. Народ ликует. Речь Ленина восхищает и старого крестьянина в тулупе, и израненных фронтовиков Первой мировой, и буйных матросов, и  явных представителей интеллигенции. Они во все глаза глядят на вождя. 

Живописца удостоили Сталинской премией 1-й степени. Но главное — его картина стала визитной карточкой революционной истории. Её знал каждый школьник. Её тиражировали на плакатах, открытках, почтовых марках и конвертах…  Картине соответствовали стихи Алексея Суркова:

В гремящем овацией актовом зале

Так тесно, что яблоку негде упасть…

Тут всем, кто стоял в коридоре, сказали:

— Ильич объявляет Советскую власть!

Вряд ли Серов стремился к скрупулёзной исторической достоверности. Он переносил на полотно не документ, а миф, вполне сложившийся к 1947 году. В соответствии с канонами Ленин должен выглядеть именно так — с классической бородкой, хотя, как известно, в октябре 1917 года он по конспиративным соображениям был гладко выбрит. Ленин у Серова получился вдохновенный и целеустремлённый. Однако таких революционных полотен и до, и после Серова было немало. Почему же именно эта картина стала культовой?

Думаю, дело в том, что художнику удалось эмоционально воспроизвести атмосферу «смены вех». Каждый персонаж из «гремящего овацией актового зала» свидетельствует: на наших глазах свершается История. Это и сегодня производит сильное впечатление, а уж в 1947-м и подавно.

Известно несколько авторских вариантов этого полотна. В первом, образца 1947 года, за спиной Ленина стояли вполне узнаваемые соратники из числа тех, кто к тому времени не оказался «врагом народа»: Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Яков Свердлов. Это полотно 1947 года Сталин подарил Мао Цзэдуну — и китайцы через несколько лет даже выпустили почтовую марку с революционной картиной Серова. 

В 1955 году — заметим, ещё до ХХ съезда КПСС — Серов создал вариацию на тему своей коронной картины. Он назвал её «Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». Картина получилась удачная, художник нашёл новый, любопытный ракурс, но… за спиной Ленина в своеобразном президиуме мы видим Свердлова и Дзержинского, а Сталин, вероятно, куда-то отлучился. Художник почувствовал, что роль недавнего «отца народов» в революционной эпопее вот-вот будет пересмотрена.

После разоблачения «культа личности» Серов ещё как минимум дважды по заказу музеев создавал авторские варианты картины 1947 года. В последний раз — в 1962 году для Третьяковской галереи.

За спиной Ленина возникли безвестные соратники, не имеющие портретного сходства ни с кем из видных большевиков того времени. С тех пор именно в таком виде картину воспроизводили в учебниках истории. Увы, обновлённый вариант уступал оригиналу… Фигура Ленина потеряла динамику. В 1947 году Ильич бросал в зал свои яростные лозунги, а в новой редакции он молча уставился в зал. Как будто заскучал в отсутствии Сталина со товарищи.

Почему же Серов оставил за кадром не только Сталина, но и Свердлова с Железным Феликсом? Возможно, художник опасался, что и их когда-нибудь разоблачат — и картину снова придётся переписывать. А скорее всего, хотел сосредоточиться на теме «Ленин и народные массы», не рассеивая внимания зрителей на других вождях революции.