Мы видим город петроград в семнадцатом году…
17 Ноября
Художник Владимир Александрович Серов (1910–1968) был одним из лидеров советского искусства. Дважды сталинский лауреат, народный художник СССР, президент Академии художеств… Его революционная героика тиражировалась в школьных учебниках, на почтовых марках, на плакатах. Это едва ли не самые узнаваемые картины советской эпохи, тогдашнего официоза. В предвоенное десятилетие он — молодой художник — стал летописцем революции и Гражданской войны, которую сам видел глазами ребёнка.
Серов приступил к работе над «Штурмом Зимнего», когда революционные дни воспринимались как государствообразующий миф. Победила сталинская трактовка революционных событий. Впрочем, на этой картине нет вождей восстания. Серов показывал живое творчество масс… И это не серая масса. За каждой фигурой стоит человеческая судьба. В этом Владимир Александрович следовал традициям Василия Сурикова и Ильи Репина.
Ещё живы были многие участники того штурма, но и они, кажется, больше верили в романтизированную версию событий. Серов изобразил людское море — рабочую гвардию и красных моряков. Ночной штурм получился многолюднее, чем это было в реальной истории. У Серова на подступах к Зимнему развернулось жестокое сражение.
Победа красных отрядов неотвратима, это чувствуется. Могучий красногвардеец высоко поднял Красное знамя. По композиции картина напоминает суриковское «Покорение Сибири Ермаком», только вместо сибирского войска мы видим громаду Зимнего дворца. Высокое мастерство живописца очевидно: перед нами впечатляющая картина ночного боя. Исторический оптимизм в мрачных тонах.
И — безусловное ощущение важности этого эпизода. Художник убеждён, что в ту ночь решилась судьба России и человечества, что после взятия Зимнего пошёл новый отсчёт времени. С ним были единодушны власти, а также большинство зрителей картины. Художник, работая над историко-революционной темой, был уверен, что исполняет миссию, важную для государства и для народа. В этом дополнительный подтекст картины.