Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Александр невский. верность православию

18 Декабря

Изображение картины

Художник Генрих Семирадский (1843–1902) взял за основу один из многих исторических мифов, связанных с князем Александром Невским.

Когда к Александру Ярославичу приехали послы от римского папы, он решительно продемонстрировал верность историческому выбору князя Владимира Святого, верность греческому православию. Этот сюжет воспринимали как подтверждение выбора веры — ключевое деяние святого князя.

Картины Семирадского впечатляли, он работал эффектно. Любил яркие, многонаселённые картины, о которых немало спорили. Так, критики считали, что он не слишком бережно подошёл к образу святого князя.

«Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы:

"нраву моему не препятствуй"...

Окружающие князя большей частью столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно...

Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры...

Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон в картине "Светочи христианства"».

Обвинение грозное… Те споры давно отшумели. Действительно, Семирадский откровенно любуется проявлениями мирской силы в князе. В этом и спорность, и ценность его картины. На легатов Невский посматривает не без презрения.

В этом князя поддерживает архиерей. В несколько модернизированном облике монарха, в его взгляде нет христианского смирения, нет религиозного вдохновения. Это не икона. Князь Александр — молодой воин, упоённый своей силой.

А ведь Семирадский получил заказ на роспись храма Христа Спасителя… К Житию Александра Невского он обратился именно в связи с росписью храма. Следующие его подступы к этой теме будут ближе к молитвенной теме, хотя и они не связаны напрямую с церковным каноном.