Могила неизвестного солдата
02 Января
Василий Верещагин (1842–1904) — не первый русский художник, деливший с солдатами невзгоды кампаний. Однако он — первый баталист, рассказавший о войне по-толстовски, без эстетизации.
Как только в 1877 году началась самая справедливая из русско-турецких войн, он бросил парижскую мастерскую и присоединился к армии. Он не мог оставаться в стороне, когда русский штык пришёл на помощь болгарскому народу.
Его причислили к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Летом того же года он был ранен.
«На Шипке всё спокойно» — одна из самых правдивых картин о войне. «На Шипке всё спокойно» — это известные слова генерала Фёдора Радецкого, обращённые к главнокомандующему.
Он постоянно повторял это донесение, как бы трудно ни было. Получалось, что гибель солдат — нечто само собой разумеющееся, о чём и докладывать не стоит. Художник неприязненно относился к Радецкому.
Верещагин побывал на Шипкинском перевале, с натуры писал солдат, писал снежные траншеи. Тогда-то и родилась идея триптиха — реквиема простому солдату.
На первой картине изображён по колени занесённый метелью часовой, видимо, всеми забытый, одинокий. На второй — он по-прежнему стоит, хотя и засыпан снегом по самую грудь.
Солдат не дрогнул! Часового не сменили. Стужа и метель оказались сильнее его, и на третьей картине мы видим только огромный сугроб снега на месте часового, единственная памятка о котором — угол шинели, пока ещё не занесённый снегом.
Простой сюжет производит сильное впечатление, заставляет задуматься о непарадной стороне войны. В шипкинских снегах осталась могила неизвестного солдата, русского часового.
Тут и горькая сатира, и памятник мужеству русского солдата, верного своему долгу, способного на чудеса стойкости. Эта картина хорошо известна и в России, и в Болгарии.
Не умрёт память о знаменитых и безвестных героях, сражавшихся в 1878 году за свободу Болгарии. «На Шипке всё спокойно» — эти слова для нас и определение бахвальства, и символ надёжности. С какой стороны посмотреть. А герои остаются героями.