Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Ревнители старой веры

23 Апреля

Изображение картины

Художник Григорий Мясоедов — потомок древнего знатного рода — был основателем знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Его всегда интересовал крестьянский быт, а также далёкое прошлое России, история московского царства. Обращался художник и к духовной живописи, расписывал храмы.

Трагедия церковного раскола не была для него далёкой абстракцией. На одной из самых известных картин Мясоедова мы видим страшную казнь тех, кто не принял Никонову реформу. Мы недооцениваем масштабы той трагедии. Несломленный протопоп Аввакум стал для староверов символом борьбы за благочестие, за веру, за правду. Не раз ему доводилось терпеть физические страдания.

14 лет Аввакум просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая проповедническое служение. Его послания появлялись в разных краях России. Когда протопоп написал письмо царю Фёдору Алексеевичу, в котором резко критиковал царя Алексея Михайловича и Патриарха Иоакима, власть приняла решение казнить ревнителя старой веры. А вместе с ним и его соратников. Их приговорили к сожжению в срубе.

Мясоедов решился запечатлеть эту казнь на картине. Правда, срубы он не показал, немного исказив историческую правду. Мы видим измождённого старика, который и на костре не разуверился в своей правде. Как водилось, поглядеть на казнь собралась толпа.

Среди собравшихся выделяются боярин в расшитой золотом шубе, дьяк, держащий в руках царский указ, зачитанный незадолго до начала казни, священник, читающий отходную молитву. Все трое представляют карающую власть. Стрельцы в красных кафтанах охраняют костёр от напора толпы. Среди свидетелей казни явно есть и сочувствующие Аввакуму. Их можно разглядеть. Несомненно, и художник сочувствует казнённым.

В конце XIX века, когда Григорий Григорьевич Мясоедов создавал эту картину, в стране наблюдалось запоздалое примирение, преодоление раскола. Ожесточение прошло. Наступило время собирать камни, извлекать уроки из истории.