Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Иван сусанин — человек-легенда

27 Июля

Изображение картины

Эта нарядная, подробная картина переносит нас в пространство одного из государствообразующих мифов России. Ведь история подвига крестьянина села Домнина воспринималась как метафора единства династии с народом. Эта картина, восстанавливающая события трёхсотлетней давности, в военном 1914-м была просто необходима.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» — это слова Николая Гоголя.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках юного Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Михаил, конечно, тогда ещё не был царём, но отсвет славы его отца (находившегося в польском плену будущего Патриарха Филарета) падал на него.

Интервенты намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Ну а потом Сусанин увёл поляков подальше от мест, где скрывались Марфа и Михаил. И они расправились с ним, когда раскрыли замысел крестьянина. Как развивались события, доподлинно неизвестно. Существует немало версий, домыслов, легенд.

История притчевая. Так начиналась история династии Романовых. К героическому сюжету не раз обращались поэты, композиторы, живописцы. Имя Сусанина и ныне известно в России каждому школьнику: подвиг крестьянина символизирует верность государственной идее, готовность отдать за неё жизнь. Таким мы видим крестьянского старосту и на картине Константина Маковского.