Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Повесть о разорении руси

24 Мая

Изображение картины

Всем известно, что исторический центр Владимира — одно из самых впечатляющих мест на земле. Всем памятен архитектурный облик владимирских Золотых ворот.

Той зимой войско Батыя подошло к стенам Владимира. Город не сдался жестокому и многочисленному врагу. Летописец передал такой ответ завоевателям: «Лучше умереть перед Золотыми воротами, чем быть у татар в неволе». Именно в Золотых воротах расположена диорама художника Ефима Дешалыта, посвящённая тому роковому дню.

В такой работе не обошлось без историков-консультантов, но и фантазия художника имела значение. Он воскрешал тот трагический день, когда, прорвав оборону, воины Батыя ворвались в город и подожгли его. В горящем Успенском соборе погибли жена и дети князя Юрия Всеволодовича — княгиня Агафия Всеволодовна, Мстислав, Владимир, 9-летняя Феодора. Падение Владимира символизирует разорение и гибель Руси при столкновении с кочевыми ордами.  Эмоционально сильная картина! При демонстрации диорамы ещё и музыка звучит…

За что мы любим диорамы — этот вид изобразительного искусства, когда-то возникший во Франции и узаконенный в России Францем Рубо? Диорамы позволяют окунуться в атмосферу истории. Они — как попытка задним числом создать документальный фильм об историческом событии. Поднявшись по старинным ступенькам в музей, что в Золотых воротах, мы погружаемся в прошлое. Есть возможность глубоко прочувствовать старину, ощутить размах события. Недаром изображение диорам так любят публиковать в учебных книгах: они помогают увидеть прошлое. Это своего рода художественная реставрация древнего города, от которого в реальности осталось два храма и Золотые ворота.

Выпускник ВГИКа, ученик Митрофана Грекова Ефим Дешалыт (1921–1996) жил и работал в Москве и по праву считался мастером диорамно-панорамного искусства. Не зря его называли «новым Рубо»! Дешалыт сумел соединить пространственное мышление художника-кинематографиста с высоким живописным мастерством. И владимирская диорама — один из его шедевров.