Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Град ивана великого

27 Июля

Изображение картины

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — младший брат знаменитого Виктора Васнецова. Старший брат стал его учителем в живописи. Всю жизнь он воспевал Москву и Московскую Русь. Его не изменили и бури 1917 года. Он избежал эмиграции, остался на Родине. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в исторической части города.

В автобиографии Васнецов так объясняет увлечение старой Москвой: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю все родное, народное в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной того, что для всех интересующихся искусством на мне написано "Старая Москва"».

Даже в нач. 1920-х годов, когда ещё не угасли пожары Гражданской войны, он мыслями переносился во времена великокняжеского Кремля. И самая блистательная эпоха в истории великого княжества Московского связана, конечно, с личностью Ивана III, Ивана Великого — целеустремлённого правителя, который приумножил могущество своего государства. Младший Васнецов кропотливо следовал исторической правде. Он не стремился к созданию субъективного образа эпохи, он стремился к достоверности. Мы видим, как вырастает мощный кирпичный Кремль — стены, башни. Москва того времени — многолюдный торговый город. Уже стоит под хмурым московским небом Архангельский собор. Строится собор Благовещенский. Издалека видны белокаменные княжеские палаты… По работам Аполлинария Васнецова мы изучаем историю Руси, историю нашей столицы.