Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Храм святой троицы

26 Мая 2018

На 50-й день после Пасхи христиане празднуют День Святой Троицы. В честь этого праздника освящена церковь, расположенная на Воробьёвых горах. Она является последним напоминаем о селе Воробьёве, стоявшим до сер. ХХ века на одноимённых горах.

Известное с XIV века село Воробьёво, согласно одной из версий, принадлежало боярскому роду Воробьёвых. Его самый известный представитель, боярин Юрий Воробьёв, был участником посольства в Константинополь 1352 года, добившегося утверждения митрополита Алексия на московской кафедре. В документах же село впервые упоминается в 1453 году в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны — супруги великого князя Московского Василия I и дочери великого князя Литовского Витовта. Она приобрела его, предположительно, у потомков Юрия Воробьёва (возможно, имевших священный сан, так как село названо «поповским») и создала в нём свою загородную резиденцию, которая согласно её последней воле перешла внуку, удельному князю Дмитровскому Юрию Васильевичу. С его смертью Воробьёво досталось великому князю Московскому Ивану III и надолго стало собственностью великокняжеской (позднее царской, а потом и императорской) фамилии. Здесь появился обширный деревянный дворец.

То, что ещё на стадии покупки великой княгиней место обозначалось как «сельцо», указывает на существование своей церкви (в противном случае Воробьёво именовалось бы в документах «деревней»), хотя о её посвящении упоминаний в источниках нет. Впервые храм во имя Троицы Живоначальной упоминается в 1644 году, но при этом указывается его древность — он явно стоял на Воробьёвых горах задолго до Романовых. Его деревянное здание многократно перестраивалось и расширялось, как и вся усадьба. Здесь очень любил останавливаться великий князь Василий III. В 1521 году Воробьёво было занято отрядом крымских татар, дошедших до Москвы: они разграбили дворец, однако Василия III, укрывшегося в стоге сена, не нашли.

Другая легенда связана с сыном Василия III — Иваном Грозным. Однажды, стоя на литургии, он размышлял о построении нового дворца в Воробьёве. Неподалёку стоял Василий Блаженный и наблюдал за ним. После литургии он сказал царю: «Я видел, где ты истинно был: не в святом храме, а в ином месте». — «Я нигде не был, только в святом храме», — ответил Иван Васильевич. Блаженный возразил ему: «Твои слова не истинны, царь. Я видел, как ты ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил дворец».

Не оставляли Воробьёво своим вниманием и Романовы: не раз сюда приезжал царь Алексей Михайлович, а его дочь, царевна Софья, в 1684 году построила новый каменный дворец, которому суждено было стать последним. Впрочем, даже после переезда столицы в Санкт-Петербург монархи, посещая Москву, не забывали и Воробьёво. Несколько раз тут бывала Екатерина II. При ней церковь Троицы перестроили, однако она по-прежнему оставалась деревянной.

Наконец, в 1811 году по проекту архитектора Александра Витберга началось сооружение каменного храма во имя Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Его поставили несколько в стороне от старой деревянной церкви, на месте алтаря которой установили памятный знак (он сохранился до наших дней, но надписи на нём совершенно стёрлись). К храму добавили два придела — во имя Святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Небольшая церковь выдержана в духе классицизма: строгая, величавая, с портиками на боковых фасадах, широким куполом и двухъярусной колокольней. Отделка затянулась из-за начала Отечественной войны и завершилась уже после неё.

В 1812 году в недавно отстроенный, но ещё не расписанный храм приезжали молиться Михаил Кутузов и Пётр Багратион. Им предстояло крайне ответственное, тяжёлое, непопулярное, хотя в то же время необходимое решение о сдаче Москвы французской армии. Здесь они провели день перед советом в Филях. Итогом стало оставление Москвы, которое предопределило дальнейший исход войны в пользу русской армии и изгнание Наполеона из России.

После Отечественной войны остатки Воробьёвского дворца, порядком обветшавшего и к тому же пострадавшего от неприятеля, окончательно разобрали. Ему на смену должно было прийти огромное здание памятника победе над Наполеоном — храм Христа Спасителя. Это был совсем не тот собор, который мы привыкли видеть на Волхонке, а другой проект, созданный всё тем же Александром Витбергом в ампирном духе. Работы по его сооружению на Воробьёвых горах начались в 1817 году, но со временем замедлились, а потом и вовсе остановились. После восшествия на престол императора Николая I вскрылись многочисленные хищения при возведении собора, и вскоре строительство отменили. Официальной причиной назвали ненадёжность почвы, что, кстати, трудно считать лукавством — столь массивное здание Воробьёвы горы просто не выдержали бы. В дальнейшем храм Христа Спасителя построили в центре Москвы и по другому проекту, созданному архитектором Константином Тоном.

1 ноября 1917 года рядом с Троицкой церковью загрохотала артиллерия — большевики палили по центру Москвы, не исключая и Кремль, выбивая юнкеров и вынуждая их сдаться. Вскоре Воробьёвы горы начали сильно меняться. В 1953 году не стало села Воробьёва. На его месте раскинулся огромный, невиданный ранее комплекс зданий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Появилась знаменитая, очень популярная у москвичей и туристов смотровая площадка на Воробьёвых горах. Её организовали в двух шагах от Троицкого храма. Однако, даже несмотря на такое соседство, церковь не просто не уничтожили или разграбили, но и богослужения в ней никогда не прерывались. Попытки закрыть храм Троицы в Воробьёве предпринимались в 1930-е годы, а затем при строительстве университета, и каждый раз храм оставался цел и невредим. Старожилы вспоминали, что когда в Москве в 1930 году запретили колокольный звон, то Троицкого храма, формально находившегося за городской чертой, это не коснулось. И его звон иногда доносился даже до центра Москвы. В 1970-е годы храм отреставрировали изнутри и снаружи. В это время, по словам местных жителей, церковь от закрытия защищал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, живший неподалёку и, как вспоминают некоторые очевидцы, иногда её посещавший. После его смерти улица, на которой стоит храм, получила имя Косыгина.

Церковь Троицы на Воробьёвых горах не раз посещал президент России Владимир Путин. В 2000 году, ещё будучи исполняющим обязанности главы государства, он присутствовал на Рождественской службе. В дальнейшем Владимир Владимирович посещал богослужения в Троицкой церкви и молился о жертвах крупных катаклизмов: в 2004 году он был на литии по погибшим в теракте в Беслане, а в 2011 году посетил панихиду по жертвам взрыва в аэропорту Домодедово. В сентябре 2014 года президент России снова пришёл в храм Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Отвечая на вопрос журналистов ТАСС, почему глава государства решил посетить эту церковь и за кого он поставил свечи в храме, Владимир Путин сказал: «Я поставил свечки за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Никита Брусиловский