Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Равноапостольный креститель

29 Июля 2015

С того момента, как христолюбивый князь Владимир собрал киевлян на берегу реки Почайны, которая представляла собой вместительную гавань для русских и иностранных судов, и молвил: «Кто не воспримет обряд сей, тот будет противником моим», началась новая эра в истории российской государственности. После крещения народа Владимир приказал сокрушить идолов и до основания разрушить языческие жертвенники, а на их местах построить церкви. Таким образом, был положен конец кровопролитным жертвоприношениям, которые являлись обязательными в языческом обрядовом поклонении.

Александр Иванов. "Крещение великого князя Владимира в Корсуни", 1829

Сам Владимир прекрасно понимал, что будущее земли Русской и историю государства на протяжении предстоящего тысячелетия станут творить люди истинной веры Христовой. Поэтому был твёрд в продвижении веры, предвидя, что именно она станет духовным поводырём русского народа. Не секрет, что новая религия на Руси приживалась с немалыми трудностями. Благоразумный Владимир стал устраивать в городах и селениях пышные празднества по случаю крещения, тем самым умело образумливая недовольное население. Эти крещенские торжества сопровождались многодневными пиршествами и щедрой раздачей богатств из великокняжеской казны, что явственно показывает роль самого великого князя в крещении всех подвластных ему представителей племенных союзов восточных славян. Так, после Киева вера Христова распространилась в Новгороде, а далее в Смоленске, Полоцке, Турове, Пскове, Луцке, Владимире-Волынском, Чернигове, Курске, Ростове Великом…

Неутомимый реформатор, прозревший великий князь приказал учиться грамоте своим и боярским сыновьям, посещал города и селения, сам крестил народ, строил церкви. Наравне с равноапостольным князем Владимиром первый митрополит Киевский Михаил имел право назначать епископов в отдельные области Руси. Епископам подчинялись городские и сельские священники. Владимир занимался устроением церковных школ. Они должны были способствовать утверждению христианства на Руси. По приказу равноапостольного князя Владимира в церковные школы набирались дети из разных сословий — так произошло зарождение русского духовенства. По сути, Владимир, обладавший незаурядной сердечной зоркостью, провёл во время утверждения христианства на Руси и первую церковную реформу, блистательным результатом которой стала скоротечная смена греческого духовенства на русское. Пройдёт всего тридцать четыре года после смерти святого равноапостольного князя Владимира, и митрополитом Киевским и всея Руси будет избран первый русский просвещённый служитель Господа Иларион. Пророческий взгляд равноапостольного князя Владимира был устремлён сквозь века, он словно предвидел и Русскую автокефальную церковь, и русских патриархов, и многое-многое другое.

Принятие и утверждение христианства в качестве государственной религии имело основополагающее значение для всего последующего многовекового исторического развития Руси. С момента крещения все восточные славяне, принявшие христианство, становились равны перед Богом. Владимир в одночасье сделался не просто великим князем Киевским, но и слугой Господа. В соответствии с византийскими традициями на крестителя Руси возлагалось благостное бремя справедливого судьи во внутригосударственных делах, первого защитника державы, поборника и стяжателя христианства.

Иван Эггинк (1787–1867). "Великий князь Владимир выбирает веру"

Новая религия была призвана всецело укреплять государственную власть и территориальное единство по всей обширной Руси. Государство с момента крещения становилось неделимым. Оно представляло собой целостную стремительно развивающуюся структуру. Произошедшее крещение Руси имело также и колоссальное международное значение. С момента крещения Русь вступила в эпоху равных взаимоотношений со всеми христианскими странами, политические, экономические и культурные связи с которыми теперь значительно расширялись. Принятие христианства сыграло и стержневую роль в развитии русской национальной культуры, впитавшей в себя всё подходящее из культуры византийской.

Владимир, продолжая общегосударственную деятельность после строительства каменного храма во имя Пресвятой Богородицы, названного впоследствии Десятинным, после продолжительной молитвы обратился к присутствующим: «От сего моего имения и городов в сию церковь даю десятую часть». Таким образом, была проведена и налоговая реформа, а слова князя скреплены грамотой и клятвой. С этого периода всё население страны было обязано выплачивать налог в пользу православной церкви — «десятину». Сам устоявшийся термин происходил от размера налога, который составлял десятую часть дохода всего населения Древнерусского государства. В последующее время размер десятинного налога менялся, но название его оставалось неизменным в веках. С принятия десятинного налога начинается многовековая эпоха процветания Русской православной церкви.

Владимирский собор, Херсонес

Десятинная церковь стала сердцем Киева. Её окружали дворцы киевской знати и самого великого князя, поблизости от церкви возникла центральная городская площадь, на которой находились античные изваяния, вывезенные равноапостольным князем Владимиром из Корсуни. В храм во имя Пресвятой Богородицы благодарный Владимир повелел перенести мощи своей бабки — святой равноапостольной княгини Ольги.

Искусный дипломат, равноапостольный князь Владимир поддерживал дипломатические отношения с ведущими христианскими государствами Европы и её правителями: королём Венгрии Стефаном I, королём Польши Болеславом I Храбрым, королём Чехии Болеславом II, папой римским Сильвестром II, императором Византии Василием II.

К 1015 году христианская вера распространялась по всей Руси, возводились всё новые и новые храмы, в них обретали опыт богослужения молодые священники, которые были воспитаны в школах, созданных равноапостольным князем Владимиром. Как не упомянуть имена первых русских подвижников веры Христовой: святителя Феодора, епископа Ростовского, и святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Владимирский собор в Херсонесе: фото Алексея Павлишака / ТАСС

Накануне кончины Владимира в столице христианского государства Киеве насчитывалось более четырёхсот церквей, а спустя два года после смерти крестителя Руси в Киеве во время пожара сгорело около семисот храмов, и, как сообщают нам летописцы, почти все они были восстановлены к 1018 году.

По приказанию Владимира отчеканили новую монету. На ней изображался сам великий князь с императорскими регалиями и нимбом вокруг головы, который в этом случае являлся символом святости власти.

Слава о правителе Киевской Руси, просветителе язычников, разнеслась во все концы света. Древние арабские, византийские, немецкие и скандинавские летописи рассказывали о нём.

Изнемогая силами и приготовившись к блаженной кончине, креститель Руси исповедовался, причастился и с миром предал душу свою в руки Господа 15 июля по ст. ст./28 июля по н. ст. 1015 года в дорогом для сердца святого равноапостольного князя селенье Берестове. Его уход в мир иной выпал на день памяти раннехристианских святых мучеников Кирика и Иулитты, пострадавших во время гонения Диоклетиана.

Тело князя перенесли в Десятинную церковь, где уже собралось множество людей. Проводить святого равноапостольного князя Владимира пришли киевляне, жители окрестностей и весь крещёный народ, успевший добраться до столицы христианской Руси.

Погребение совершили с величайшими почестями. Тело крестителя Руси стало покоиться в мраморной гробнице в храме Пресвятой Богородицы, который был создан по приказу святого равноапостольного князя.

Памятник Владимиру в Симферополе

Память великого государственного деятеля святого равноапостольного князя Владимира отмечается 28 июля по новому стилю. Этот праздник без преувеличений можно назвать великим религиозным, национальным, государственным и культурным торжеством. Сегодня мы почитаем святого равноапостольного князя Владимира как духовного наставника русского народа, заложившего основы русской веры, государства и культуры.

*В шапке: В. Васнецов, "Крещение Руси", фреска

Александр Орлов