Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Война за поражение: почему не удалось победить победителей

08 Мая 2016

Нашумевшая защита докторской диссертации «Генералитет и офицерский корпус вооружённых формирований КОНР в 1943–46 годах», состоявшаяся недавно в Петербургском НИИ истории РАН, была, как представляется, не совсем верно понята обществом.

Общество решило, что диссертант написал свою работу, чтобы оправдать власовское предательство, представив его социальным протестом.

Общество решило, что диссертант имел намерение реабилитировать фашизм.

Есть мнение, что всё это вторично. Никто из наших современников, сражающихся с Великой Отечественной, — от соотечественников, рассказывающих и снимающих пресловутую Страшную Правду о войне, и до бывших братьев, которые, дрожа от отваги, побеждают безответные памятники советским солдатам, — не стремится на самом деле в первую очередь реабилитировать германский или какой-то другой фашизм. И оправдание предателей, по большей части давно мёртвых, тоже задача второстепенная.

Первостепенной задачей всех этих мощных кампаний, «подрывающих советский миф о войне», является достижение одной простой цели: записать нас с вами в побеждённые.

Штука в том, что «кампания за поражение» шире временных границ Великой Отечественной. Она простирается от революций столетней давности и до кавказских войн прошлого десятилетия.

И общее во всех сеансах художественного ли, исторического ли, публицистического ли подрыва так называемого советского мифа — одно: записать победителей в проигравшие.

В этом разрезе нет никакой особенной разницы между ярким изображением изнасилования женского батальона Зимнего дворца и потрясающей сценой из х/ф «Цитадель», в которой советский заградотряд из пулемёта метко палит в спины наступающим советским солдатам, вышибая им мозги.

И статьи про «Локотскую альтернативу», посвящённую истории недолгого существования «республики» под немцами на стыке Брянской и Курской областей. И идиотские опросы на тему «А не стоило ли сдать Ленинград, чтобы избежать сотен тысяч жертв?». И попытки найти уникальные мотивы в предательстве власовцев — решительно из той же оперы.

Все они тщатся доказать один и тот же тезис: историческая Россия, носившая имя Империи, Советского Союза и Федерации, не победительница, а проигравшая. И русские (советские) тоже не победители, а побеждённые и жертвы. Ибо хорошее в ней потерпело поражение и было либо принесено в жертву, либо съедено заживо. А то, что считается хорошим, на деле было злом. Кровавым, небритым и насильничающим. Всегда.

Неслучайно, кстати, даже ни в одном из «белогвардейских» фильмов 90-х — нулевых главные герои, радостно воссоединившись под звуки вальса, не оказывались в результате в какой-нибудь Швейцарии. Чтобы спустя десятилетия их внуки, русские второго-третьего поколения, прибыли обратно в Россию и давай обустраивать здесь жизнь на родине предков заново. Нет. Несчастных белогвардейцев и их возлюбленных в шляпках раз за разом убивали, чтобы кровь падала на снег, и лишний раз становилось ясно: вот она, Россия, которую мы проиграли. И не будет никакого возвращения и воссоединения. Этим фильмам требовалось вовсе не примирение, и не реабилитация «второй стороны», и не оправдание. А поражение.

То же, что требовалось создателям «последних боёв майора Пугачёва», и «Краёв», и «Попов», и «Четырёх дней в мае», и «Служу Советскому Союзу».

Там, где буквальное поражение нарисовать было никак невозможно, к победе дорисовывалось поражение моральное. Да, победили, но изнасиловали мирных жительниц. Да, победили, но загнали святого человека в лагеря (реальный прототип «Попа» благополучно сбежал, служил во власовцах, умер на Западе). Да, победили, но настоящих героев расстреляли.

Чтобы убедить наших соотечественников в поражении, участники этой растянутой во времени и рассыпанной по жанрам кампании вообще не смущаются откровенно врать.

«Ни в Отечественную войну 1812 года, ни в Первую мировую войну, которую в Российской империи называли Второй Отечественной войной, русские пленные генералы и офицеры не создавали воинских частей из соотечественников для того, чтобы сражаться на стороне противников против своих соотечественников, против своего государства. Такое даже трудно себе представить. И неплохо было бы сделать из всего этого какие-то выводы. Нужно понять, что надо сделать, чтобы рецидива подобного явления не было в будущем», — пояснял, например, автор упомянутой выше диссертации о власовцах в интервью радио «Свобода».

Выводы, которые «надо сделать», — понятно какие: никогда не было столь людоедского режима, какой существовал у нас в стране.

Лично я не верю, что историк не в курсе про «Шарлемань» и французскую дивизию СС, про полмиллиона польских граждан в рядах вермахта, про голландских и норвежских солдат Гитлера. А раз он в курсе, значит, у попытки найти коллаборационизму Второй мировой некую сугубо русскую причину может быть лишь одно объяснение: это тоже часть «войны за поражение».

...Причины, по которым столь широкие круги деятелей разных государств участвуют в этой кампании, банальны. Небанальна только причина, по которой к ним присоединилось столько наших соотечественников.

Для пропагандистов собирательного Запада нанесение информационных поражений России вообще часть исторической традиции. Россия у них всегда заснеженный Мордор и локация для жанра «нуар», где всё плохо кончается. Существование русского мордора помогает крышевать и дисциплинировать европейские народы, однако он не должен быть по-настоящему сильным. Поэтому ему не могут принадлежать ни победы, ни добрые дела, и в идеале он сам тоже должен быть убеждён в своей моральной и исторической ущербности.

Для восточноевропейских коллег западных профи нанесение «моральных поражений» нашей стране — единственный способ одержать хоть какую-нибудь, пусть «моральную», пусть воображаемую, но победу над бывшим старшим братом.

Это, как уже было сказано, банальности.

А вот для российских певцов исторического поражения оно есть отличный повод не уважать сограждан. Вера в историческое всеобъемлющее поражение Родины — это своего рода катапульта, с помощью которой можно психологически оторваться от этих неудачников и не стараться ради них. Это прекрасное объяснение себе самим, почему вот с этими считаться нечего, потому что лучшее в них было уничтожено ещё десятилетия назад, и осталось одно жуткое подлое быдло, которое уважать не за что. И единственное, что тут можно делать, — это зарабатывать без оглядки на мораль, потому что жить здесь всё равно невозможно.

И неслучайно граница между отечественными «пораженцами» и нормальными людьми проходит не по линии «патриот/либерал», а совсем иначе: Великую Отечественную, как и остальную историю, норовят развенчать те, кто судорожно не желает видеть в гражданах равных. Заявляют ли они о своей несгибаемой верности президенту и политическому курсу России или ходят маршами несогласных.

...Тут есть ещё один момент, который обычно упускается из виду.

Весь этот информационно-пропагандистский накат осуществляется не с позиции победителя. И не с позиции побеждённого. Он ведётся с самой неуютной, подлой, низкой позиции. С позиции перебежчика — из-под новой крыши, из-за плеча нового начальства, из-под его надёжно распростёртого над головой защитного седалища.

Всё это — смелые заявления и политическая публицистика шакала Табаки.

Ведь у всех всё равно есть выбор. И у государств на той стороне нынешнего политического противостояния в Европе. И у наших соотечественников. И некоторые выбирают шакалами не быть.

Это доказано. Никто не подымает руку на памятники советским воинам-освободителям в Словакии и Чехии. Несмотря на многочисленные попытки, отбили своего Алёшу граждане болгарского Пловдива. В 2012 году никакие нюансы не помешали Израилю установить Памятник Победы в память солдат Красной армии на берегу Средиземного моря. А режиссёр Владимир Меньшов бросил на пол приз, которым собирались наградить подлючую кинофальшивку «Сволочи», со ставшими знаменитыми словами:

«Я этому подлому фильму, который позорит мою страну, награду вручать не буду».

Осознание того, что выбор имелся, и того, что он был ими сделан в пользу мелкой подлости, и заставляет участников воображаемого «третьего тайма» Второй мировой войны визжать так громко и непрерывно. Накручивать всё больше кровавых изнасилований, пририсовывать всё новые нолики к своим историческим жертвам, придумывать на ходу расстрелы собственных дедов (как это бойко сделала польская журналистка в беседе с российским министром) или переносить на плёнку лютое фэнтези о зэках, победивших нацистов и тут же расстрелянных комиссарами.

...А наши граждане уже выбрали, быть им побеждёнными, наследниками побеждённых или победителями, наследниками победителей.

Они выбрали быть победителями, потому что им незачем презирать собственный народ: ведь это они и есть.

И тем, кто в этом выборе сомневается, настоятельно рекомендуется дождаться 9 мая и внимательно посмотреть шествие по городам страны-победительницы «Бессмертного полка».

Виктор МАРАХОВСКИЙ

Виктор Мараховский