Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Смелость города берёт!

04 Августа 2016

«Переход Суворова через Альпы» —  одно из основополагающих полотен русской живописи. Из тех, что выражают народную душу.

Приступив к работе над суворовской темой, Василий Суриков сначала долго приглядывался к старому казаку Фёдору Спиридонову, у которого приметил суворовские глаза. А потом отправился в Швейцарию, в Альпы. Не только ради этюдов с натуры. Суриков хотел прочувствовать Альпы, уловить ощущения своих героев. Художник скатывался с крутых склонов, испытывая практикой сюжет задуманной картины. Спуск, полёт в исполнении Сурикова захватывают дух. Суворов с восторгом глядит на своих богатырей, а солдаты учатся у «отца-Суворова», который летит на рискованно скользящем рысаке. Солдаты-суворовцы на суриковской картине — не однородная масса: разные типажи, пёстрые костюмы. Это — народ, состоящий из самобытных характеров. Упрямый, непобедимый, вдохновенный народ. Они летят в пропасть — с ужасом, хотя и с ликованием. Так и слышится победный свист. Велика вера в Суворова, с ним и смерть не страшна… Можно часами рассматривать эту картину — непременно откроются детали, незаметные с первого взгляда. Даже в пропасти, во льдах солдаты берегут знамёна. Они — в чехлах, под надёжным призором.

Суриков завершил картину в год столетия Швейцарского похода. Картина широко выставлялась. И молодой император Николай II, продолжая дело отца, приобрёл её для пополнения Русского музея.

Тот же сюжет в 1904 году использовал опытный художник-баталист Александр Попов. Полемизируя с Суриковым, Попов показал мучительные трудности медленного перехода. Всадник Суворов, укутавшись в отцовский плащ (Суворов носил его всю жизнь), с тревогой глядит вдаль. Но в народной памяти остался суриковский Суворов. Яростный старик, способный на чудеса. Что ему Сен-Готард? И Суворов, и его белая кляча видали на белом свете всё, кроме поражений.  Граф Рымникский не просто изучил, он создал науку побеждать. И картина-порыв, картина-натиск вполне соответствует суворовскому характеру. Смелость города берёт, а русский штык прорывается сквозь Альпы.

Редакция журнала «Историк»