Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Механика революции

07 Ноября 2016

В этот день невольно вспоминается одна из самых таинственных картин русского авангарда. Художник Климент Редько постиг азы мастерства в иконописной школе Киево-Печерской лавры.  И его самое известное революционное полотно во многом сродни иконам…

Вождь представлен как божество революции, его соратники —  апостолы, а группы рабочих, солдат, музыкантов и матросов символизируют деяния вождей. Редько попал под гипноз личности вождя Октября. «Умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным. Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени», — так рассуждал художник. Он и на картине подчеркнул главенствующую роль Ленина. Фигура вождя  доминирует над всеми, он дирижирует оркестром революции. Соратники выстроены по росту, рядами, с геометрической точностью. Справа от Ленина — Лев Троцкий, за ним — чуть уступающая по росту Льву Давидовичу Надежда Крупская… Рядом — и Анатолий Луначарский, и Алексей Рыков, и Яков Свердлов, и Клим ВорошиловИосифа Сталина Редько поместил во второй ряд с левой стороны от вождя. В своём ряду он третий по росту и по значению. Покуривает трубочку. Разумеется, такая картина не могла войти в советский канон при Сталине… Любопытно, что историки и искусствоведы узнали не всех героев этой картины. Силуэты соратников Ленина мелковаты, не все тайны разгаданы…

Художник считал, что в этой картине зашифрована энергия революции. Восстание работает чётко, по мановению ленинской руки — как электростанция. И красный свет поднимается над страной. Полотно захватывающее. Оно вселяет и восторг, и ужас в зависимости от вашего отношения к событиям осени 1917-го. Одно несомненно: революционный ромб художника Редько мало кого оставляет равнодушным.

Картина долгое время пребывала в частной коллекции, потом хранилась в запасниках Третьяковки, а широкую известность получила лишь в 1987-м.

Редакция журнала «Историк»