Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Морские сражения россии. от афона до моонзунда

27 Октября 2016

Афонское сражение

Алексей Боголюбов. Афонское сражение

В 1806 году под влиянием Франции, обещавшей помочь вернуть Крым и Грузию, Турция объявила России войну. Зная, насколько зависит от морских поставок жизнь Стамбула, находившаяся в Эгейском море русская эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Сенявина с 6 марта 1807 года блокировала Дарданеллы. Через два месяца в Константинополе началось восстание янычар, которые низложили султана Селима III. Занявший его место Мустафа IV решил прорвать блокаду любой ценой.

Турецкая эскадра под командованием капудан-паши Сеита-Али, который ранее участвовал в сражении при Калиакрии,  в составе восьми линейных кораблей, шести фрегатов и 55 вспомогательных судов вышла из проливов, имея задачей высадить десант на служивший базой для русских кораблей остров Тенедос. Однако Сенявин преградил путь туркам и после продолжавшегося несколько часов сражения вынудил их укрыться в Дарданеллах под защитой береговых батарей.

Победа при Дарданеллах не была окончательной: турецкий флот сохранил боеспособность, а русский — продолжал блокировать проливы, причём адмирал Сенявин постоянно маневрировал, пытаясь выманить противника из проливов. 15(27) июня 1807 года турки всё же высадили десант на острове Тенедос и в течение двух дней атаковали береговые укрепления.

19 июня (1 июля) Дмитрий Сенявин атаковал турецкую эскадру, стоявшую на якоре между островом Лемнос и Афонской горой. Как обычно, русские сосредоточили огонь на флагманских кораблях противника. К вечеру турецкий флот начал отходить, а Сенявин, отправив преследовать отступавших отряд под командованием контр-адмирала Алексея  Грейга, поспешил на выручку защитникам Тенедоса. Оказавшийся в безвыходном положении турецкий десант сложил оружие, а Турция согласилась подписать 12(24) августа 1807 года Слободзейское перемирие.

Наваринское сражение

Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине

Подписанная в 1827 году Россией, Англией и Францией Лондонская конвенция предоставляла Греции полную автономию, однако её отказалась признать Османская империя. Стремясь не допустить геноцида греческого населения, англо-франко-русская эскадра под командованием британского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона блокировала в Наваринской бухте турецко-египетский флот.

8(20) октября 1827 года союзная эскадра, построившись в две колонны, подошла к входу в Наваринскую гавань. Первая колонна состояла из английских и французских кораблей, а вторая — целиком из русских (линейные корабли «Азов», «Иезекииль», «Александр Невский», «Гангут», фрегаты «Константин», «Проворный», «Кастор» и «Елена»).

Продолжавшееся около четырёх часов сражение закончилось полным уничтожением турецко-египетского флота. При этом русский отряд принял на себя удар главных сил противника и уничтожил значительную часть его кораблей. Особенно отличился линейный корабль «Азов» под командованием капитана I ранга Михаила Лазарева. Он уничтожил пять турецких кораблей, но и сам получил 153 попадания, из них семь ниже ватерлинии. За свой подвиг впервые в истории русского флота линейному кораблю «Азов» вручили кормовой Георгиевский флаг.

В 1829 году был подписан Адрианопольский мирный договор, гарантировавший автономию Греции. К России отошло восточное побережье Чёрного моря от устья Кубани до пристани Святого Николая с крепостями Анапа, Поти и Суджук-кале.

Синопское сражение

Иван Айвазовский. Синопский бой

4(16) октября 1853 года Османская империя вновь объявила войну России. Получив сведения, что противник готовит в Синопе десантные силы для высадки у Сухума и Поти, к берегам Анатолии направилась русская эскадра под командованием вице-адмирала Павла Нахимова в составе линейных кораблей «Императрица Мария», «Чесма» и «Ростислав». Подойдя к Синопу, русские моряки обнаружили в бухте отряд турецких кораблей из семи фрегатов, трёх корветов, двух пароходов и двух вооружённых транспортов, расположившихся под прикрытием шести береговых батарей.

Нахимов блокировал порт до прибытия 16(28) ноября эскадры контр-адмирала Фёдора Новосильского в составе линейных кораблей «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», а также фрегатов «Кагул» и «Кулевчи».

Сражение началось 18(30) ноября 1853 года. Нахимов умело расположил свои суда таким образом, что турецкая эскадра оказалась запертой в бухте. Из береговых орудий лишь немногие могли вести огонь по русским кораблям. Кроме того, русские моряки впервые применили в боевых условиях бомбические орудия, губительные для деревянных судов того времени.

Основной удар противника приняли на себя флагманские корабли «Императрица Мария» и «Париж». Они же нанесли серьёзные повреждения турецкому фрегату «Ауни-Аллах», на котором находился командующий Осман-паша. После этого настала очередь фрегатов «Фазли-Аллах» и «Гюли-сефид».

После трёх часов боя уже все турецкие корабли были выведены из строя, а береговые батареи подавлены. Среди попавших в плен турок оказался и Осман-паша.

Синопское сражение стало последним в истории парусных флотов и первым поводом к массированной лжи и передёргиванию фактов в прессе. Британские газеты активно печатали клеветнические статьи о зверствах русских моряков, расстреливающих в море раненых турок. И это был один из аспектов подготовки Англии и Франции к вторжению в Россию.

Цусимское сражение

Флагманский корабль 2-й Тихоокеанской эскадры «Князь Суворов»

Цусимское сражение вошло в анналы военно-морского искусства как крупнейшее в истории броненосных додредноутных флотов и во многом предопределило исход Русско-японской войны, начавшейся 27 января (8 февраля) 1904 года внезапной ночной атакой японских эсминцев на стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура корабли русской Тихоокеанской эскадры. Так, японский флот с самых первых дней захватил стратегическую инициативу, которую он удерживал до конца войны.

В апреле 1904 года в Петербурге приняли решение отправить в качестве подкрепления на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру пол командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. Считалось, что с её приходом соотношение сил на театре войны изменится в пользу России и Порт-Артур будет деблокирован. Однако, пока корабли находились в походе, Порт-Артур пал, а 1-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать. Теперь перед Рожественским поставили задачу прорваться во Владивосток.

14(27) мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра встретилась в Цусимском проливе с японским флотом. Противник сосредоточил огонь своих орудий на головных русских кораблях, одновременно используя превосходство в скорости, стремясь охватить голову эскадры Рожественского. Японская артиллерия обладала более высокой скорострельностью, а её снаряды по фугасному действию превосходили русские. Вскоре флагманский броненосец «Князь Суворов» вышел из строя, а Рожественский оказался ранен. Некоторое время русские корабли действовали без руководства, и лишь спустя значительное время в командование эскадрой вступил контр-адмирал Николай Небогатов.

Японцы последовательно продолжали сосредотачивать огонь на головных русских кораблях. Таким образом, они смогли потопить четыре русских броненосца и нанести достаточно тяжёлые повреждения остальным кораблям.

Наступившая ночь не принесла русским морякам передышки. Теперь их неоднократно атаковали японские миноносцы, потопив один броненосец и один броненосный крейсер. Несмотря на героизм экипажей, к утру русская эскадра перестала существовать как организованная боевая сила.

Ни до, ни после русский флот не знал столь тяжёлого поражения. Потери убитыми и утонувшими составили 5045 человек (209 офицеров, 75 кондукторов и 4761 нижний чин). Основной причиной катастрофы следует считать грубые просчёты высшего руководства в управлении страной, армией и флотом, выражавшиеся прежде всего в плохой координации (как до, так и во время войны) между моряками, кораблестроителями, финансистами и политиками. Конечным итогом такой ситуации стали техническая отсталость флота и низкий уровень боевой подготовки.

Однако России не раз в истории доводилось извлекать нужные уроки из тяжёлых поражений. Преодолев шок катастрофы и боль утрат, в русском флоте развернули интенсивную работу над анализом опыта прошедшей войны и возрождением флота, которую возглавил морской министр Иван Григорович.

Моонзундское сражение

Герой Моонзунда — эскадренный броненосец  «Слава»

Во время Первой мировой войны русское командование уделяло большое значение расположенным в восточной части Балтийского моря Моонзундским островам, считая их «ключом» к Финскому заливу и Петрограду. Система обороны состояла из минных заграждений, береговых батарей, авиации и манёвренных сил Балтийского флота. Общее руководство силами осуществлял контр-адмирал Михаил Бахирев.

Для захвата островов немцы разработали операцию под кодовым наименованием «Альбион», выделив для её проведения десять  линкоров,  один линейный крейсер, восемь лёгких крейсеров, 56 эсминцев, шесть подводных лодок и ряд других кораблей и судов.

12 октября 1917 года немцы приступили к высадке десанта на остров Эзель. При этом на русских минах подорвались и получили лёгкие повреждения линкоры «Байерн» и «Гроссер Курфюст».

К 16 октября немецкие тральщики завершили расчистку фарватера в Рижском заливе, после чего в него вошли линкоры «Кёниг» и «Кронпринц Вильгельм» в сопровождении трёх лёгких крейсеров и двух полуфлотилий эсминцев, которым русское командование смогло противопоставить лишь два броненосца додредноутного типа «Слава» и «Гражданин» (бывший «Цесаревич»). Из-за неисправности шестерней подачи во время боя у «Славы» вышла из строя носовая башня главного калибра, и броненосец был вынужден идти в бой кормой вперёд. Вскоре «Слава» получила три попадания ниже ватерлинии. Броненосец принял около 1130 т воды и уже не мог пройти мелководным фарватером Моонзунда. Русское командование приняло решение взорвать корабль, затопив его на фарватере в качестве заграждения. Сняв экипаж «Славы», остальные силы Балтийского флота отошли.

Хотя противнику и удалось занять Моонзундский архипелаг, получив возможность беспрепятственно осуществлять перевозки стратегического сырья из Швеции, после потери девяти кораблей наступательный порыв немцев иссяк. Угроза Петрограду миновала.


Андрей ЧАПЛЫГИН

Андрей Чаплыгин