Грозный царь
20 Декабря 2016
Павел Рыженко (1970–2014) родился в Калуге. Служил в армии. Учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества у Ильи Глазунова. Он рано ушёл из жизни. Но его картины, что называется, «пошли в народ». Их тиражируют наравне с классическими работами Виктора Васнецова и Павла Корина… А значит, искусство Рыженко необходимо людям. Прежде всего тем, кто сопоставляет свою жизнь с историческим прошлым страны. Он создал целую галерею сюжетов русской истории. Показал богатырский дух народа. Воинский и духовный подвиг.
Уж сколько раз живописцы обращались к образу Иоанна Грозного, первого русского царя. Однако Рыженко нашёл новые штрихи. И дело не просто в проникновении в психологию монарха (хотя в каждой картине Рыженко есть магистральная идея!). Притягательна и техника живописца. Его внимание к детали, редкое умение и в ярких, праздничных красках передать ощущение трагедии. Почти в каждой его картине — в особенности если речь идёт о Московской Руси — мы видим лес. Богатый, цветущий русский лес. Видим немногословных решительных людей, готовых на Поступок. По сути своей они пахари, монахи и воины. И царь не исключение из этого ряда.
Грозного обычно представляют в мрачных тонах. Рыженко показал его солнечным летним утром. Есть в картине и публицистический подтекст. Кажется, что царь утомлён от мелочных упрёков, от критиков, которые веками пытаются подёргать его за полы кафтана… Его ответ — сосредоточенное молчание. Он знает, что такое бремя власти. Яркое царское одеяние лежит на лавке, в сторонке. Посох рядом, под рукой, но он не сжимает его в ладонях. Власть для него — долг и обуза, а молитва и созерцание — влечение души. Царь близок к природе. В его руках — берёзовая или вербная ветка. В его скромной комнате разбросаны зёрна для птиц, и птицы нисколько не боятся грозного правителя. Умиротворённый, молчаливый человек с прямой спиной, вовсе не яростный безумец, плоть от плоти Руси — таким увидел царя Иоанна Васильевича наш современник художник Павел Рыженко.
Редакция журнала «Историк»