Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Вирус беспамятства

10 Мая 2025

Омск – город с богатой историей. Его памятники, его атмосферу следует оберегать.  Но город с памятью уже многие годы, а сейчас, увы, особенно активно, превращают в город без лица, в город, в котором действительно ничего нет.
Человек жив, пока он помнит. Человек без истории –  просто биологическая единица.  Город без памяти –  административная единица, не более.  Такой город становится пустым и мертвым.

омск.webp

Тобольские ворота Омской крепости

А ведь территория на берегу Иртыша, куда уже несколько лет всеми силами пытаются втиснуть элитные многоэтажки, место для Омска не просто знаковое, а дважды знаковое. В 1763 году командир Сибирского корпуса генерал-поручик Иван Шпрингер после осмотра пограничных крепостей написал в Военную коллегию об одной из них:  «Сия крепость – середина как Иртышской, так и Новой линиям… Тож и из земли и городов Тары и Тобольска через Абацк по новопроложенной дороге, через реку Иртыш к Чернолуцкой слободе, ещё ж и от Татмыцкой слободы вверх по Иртышу, и все дороги, яко в центре, сошлися». Так Омская крепость, с которой в свое время началась Сибирская оборонительная линия, стала военной столицей Сибири. Это определило дальнейшую судьбу города, который возник вокруг нее.

Ознакомившись с оборонительными сооружениями, генерал-поручик решил перенести командный центр, где «должно завсегда находиться главному тем линиям командиру», из Тобольска в крепость в устье Оми –  ввиду ее стратегически выгодного расположения.

Укрепления Омской крепости к тому времени изрядно обветшали, нужно было строить новые. Новая Омская крепость возводилась с использованием новейших для своего времени фортификационных технологий. Построенная по системе знаменитого специалиста по фортификации, известного военного инженера Себастьяна Вобана, «звездная» крепость была прекрасно продуманной и просчитанной системой, каждый элемент которой ставил врага в заведомо невыгодное положение. 

Известно, что за всю историю Омской крепости (а как военный объект она просуществовала с 1768 по 1864 год)  ее пушки не сделали ни одного выстрела по врагу: на крепость ни разу не нападали.  Из этих сведений почему-то с завидной регулярностью делается странный вывод: что в русскую военную историю Омская крепость никак себя не вписала. Смешно...

То, что Омская крепость не воевала, не умаляет достоинства ее защитников. Наоборот, нет доблести в том, чтобы  позволить на себя напасть. Напасть могут на слабого противника,  понимая,  что есть  шансы на успех. А Омская крепость была настолько грамотно построена и  хорошо вооружена,  что потенциальные враги  даже не посмели посягнуть на эти земли. Свою историческую задачу крепость выполнила блестяще.

Раскопки на территории Новой  Омской крепости, которые несколько лет проводит омский археолог Сергей Татауров,  показали,   что уже в конце XVI -  начале  XVII века в устье реки Оми  на ее правом берегу существовал острог  русских служилых людей из города Тары.

Точка встречи двух рек всегда была ключевой. Еще в эпоху ранней  бронзы  здесь существовали  серьезные поселения. В  Средневековье в устье Оми  находились  гарнизоны ханов –  и сибирских, и казахских.

Указ царя Михаила Федоровича от 31 августа 1628 года об основании в устье Оми укрепленного острога  получил  археологическое подтверждение. Долгое время в научных трудах утверждалось, что этот указ так и не был исполнен, но теперь в устье Оми  найдены артефакты, подтверждающие присутствие здесь русских служилых людей в  XVII веке, зафиксирован обширный  культурный слой.

Омск2.jpg

Памятник Фёдору Достоевскому на улице его имени

Острог находился  в устье реки Оми –   именно там,  где на территории  бывшей ТЭЦ-1 АО «Основа Холдинг» сегодня собирается строить высотки.  Представляя  проект  застройки на омском архитектурно-градостроительном совете, руководитель  московского архитектурного  бюро Александр Асадов  заявил: «Стрелки рек – ключевое место для развития городов. Здесь ставили крепости или кремли, монастыри и соборы. Это место отмечалось выдающимся архитектурным сооружением, как правило, с повышенной высотой. Мы изучили всю историю территории ТЭЦ-1 и поняли, что оно никогда не застраивалось, это была промышленная зона в центре города. Все надеются, что решение по нему даст новый старт развития города.

Наша работа началась ещё в 2021 году, за основу мы брали идеи в том числе и местных архитекторов. В нашем первом варианте – уютные европейские жилые кварталы – не хватало сибирского размаха, ощущения бесконечности пространства, мы поняли, что нужна более широкая связь с городом и выход к реке. Во втором варианте кардинально переосмыслили и изучили здания, находящиеся вокруг. Сейчас почти закончен 12-этажный комплекс апарт-отеля рядом, нужно поддержать его примерно той же этажностью, иначе мы получим одинокий клык на набережной».

Каким образом «изучалась» богатейшая история территории ТЭЦ-1 –  отдельный вопрос. Если бы она  действительно изучалась, застройщику стало бы очевидно, что для реализации проекта нужно выбрать другое место.

Эпопея с проектом застройки продолжается  уже три года. В 2022. году архитектурное бюро ASADOV представило одну концепцию, а сейчас — совершенно другую. Максимальная высотность застройки  чудесным образом выросла  с 25 до 50 метров. Такие громадины попросту изуродуют  историческую часть города. Не говоря уже о том. что этот «псевдоевропейский»  квартал совершенно чужд омской архитектуре.  Но его намереваются сюда втиснуть. Без учета связи с городом. По принципу  «копировать», «вставить» как в Фотошопе.

Этот проект не только неуместен, он еще и оторван от реальности. Нельзя впихнуть невпихиваемое –  слона в маршрутку, например. Потому что НЕ ВЛЕЗЕТ. На слиянии Оми и Иртыша планируется построить элитное жилье на 1000 человек, которым нужно будет как-то выезжать в город, ходить в магазин, водить детей в сад и школу, а возможностей всё это обеспечить в шаговой доступности на этом участке нет. Да и коммуникации, расположенные на этой территории, просто «не потянут» такую нагрузку.

Альтернативный проект, разработанный архитектором Никитой Шалминым  и его студентами, предполагает разместить в историческом месте открытое общественное пространство. А еще соединить  набережную Тухачевского с площадью Бухгольца пешеходным мостом.

Такой же мост, кстати,  предложен и москвичами из бюро ASADOV, только в их версии он упирается в жилой квартал. В этом  проекте вообще отсутствует какое-либо предложение по завершению пространственно-композиционного решения центра города.

14 октября архитектурный совет Омского отделения Союза архитекторов России высказался против застройки высотками территории бывшей ТЭЦ-1. Решения совета носят рекомендательный характер, но со стороны заинтересованных лиц тут же последовал возмущенный ответ…

Очевидно, что этой территории необходимо придать особый статус.  Кстати, с таким предложением омское отделение ВООПИиК обращалось в администрацию города уже несколько раз. Но недавно оно в очередной раз было отвергнуто. А  на территории бывшей ТЭЦ, на месте снесенного здания при исторической казарме,  успешно продолжается  строится гостиница  с караоке-клубом... 

Сейчас идет немало разговоров о туристической привлекательности региона. Но улица Достоевского в Омске – первый в мире топонимический объект, названный именем великого писателя,  уже упирается в ресторан втиснутого в исторический центр другим дельцом  апарт-отеля. Что дальше?

О чем вообще можно будет говорить, если в знаковом для Омска месте  разместятся типовые, построенные по европейскому образцу  (такие уже есть во многих городах – как под копирку сделанные)  многоэтажки? Символом чего они станут? Напоминанием. что «миром правят деньги»? Не только.

«Размещая в историческом центре типичный европейский квартал, нам  навязывают образ западного жилья. как пример, на который следует равняться. Фактически происходит  подмена культурологического кода», - констатирует Никита Шалмин.

О  важности сохранения исторической памяти сегодня говорят на самом высоком уровне. Но не все слышат.

Елена Мачульская