С оттенком компьютерной игры
04 Марта 2024
Каждый вечер на Первом канале – «Союз спасения». Кинофильм о декабрьском восстании 1825 года разросся до восьмисерийной телесаги. Но более историчным от этого, к сожалению, не стал.
Советская историография восхищалась декабристами – первыми революционерами. Неудивительно, что в первые три десятилетия нашей новой истории подобные герои у кинематографа оказались не в почёте. Но ветер перемен решительно развернул общественно-политический «анемометр», в атмосфере постепенно начинают доминировать творческие потоки иного направления. Идея, безусловно, носилась в воздухе – слишком многое в русском XIX веке определили те самые тайные общества. Режиссёр Андрей Кравчук, на счету которого уже значились наделавшие много шуму «Адмиралъ» (2008) и «Викинг» (2016), обратился к этой теме в 2019-м, сняв фильм под названием «Союз спасения».
Звёздный актёрский состав, отменные костюмы, качественные спецэффекты, аранжированные для симфонического оркестра рок-хиты – успех картины у массового зрителя неожиданностью не стал. Заинтересованная публика если на что и нарекала, так это на то, что 134 минут – это слишком мало. Утрамбовать в столь скромный хронометраж предысторию и события того рокового декабря – задача немыслимая. Но режиссёр такую задачу, как и в предыдущих картинах на сюжеты из русской истории, перед собой и не ставил – он снимал не историческое, а яркое и зрелищное костюмное кино, подлинные исторические события для которого служили лишь роскошной рамой.
Благодаря поддержке министерства культуры, 134 киноминуты превратились в 400 с лишним сериальных. Подчёркивается, что телесериал «снят по просьбе общественности, пожелавшей, чтобы события предшествовавшего фильма были раскрыты подробнее». Признаем – некоторые сюжетные линии обросли подробностями, стало больше масштабных сцен. Хронометраж отработан честно. Но по части раскрытия механизмов возникновения и развития заговора, мотивов его участников и сочувствующих, ничего практически не изменилось. Никита Высоцкий, выступивший в качестве автора сценария и режиссёра, пошёл по пути Кравчука – перед нами снова костюмный фильм, сюжет которого к подлинным историческим обстоятельствам и судьбам реальных людей, выведенных в качестве действующих лиц, имеет весьма отдалённое отношение. Ни одного консультанта-историка в титрах не значится. Декабризм – тема сложная, учитывая политические реалии той эпохи, работа с источниками требует специальных знаний и навыков, коих крепкий артист Никита Владимирович Высоцкий не имеет по определению.
Зато он хорошо знает вкусы публики. Сериал обращен не только к бывалым телезрителям, но и к молодой аудитории. Ей трудно удерживать внимание дольше трёх минут – столько примерно и длится каждая отдельно взятая сцена. Она хочет динамики – это с лёгкостью обеспечивает рваный монтаж. Ей скучны сложные характеры – все персонажи предельно схематичны. Актёров старой школы, среди которых Ксения Кутепова, Ингеборга Дапкунайте, Алексей Гуськов, Роман Мадянов, Максим Аверин, можно только пожалеть – им просто нечего здесь играть. Хотя их герои – императрица Елизавета Фёдоровна, Михаил Сперанский или Алексей Аракчеев – личности во всех отношениях выдающиеся. А вот когорте новых кумиров – Леониду Бичевину, Павлу Прилучному, Антону Шагину и иже с ними – одно удовольствие играть «лучшую версию» самих себя. Молодых, красивых, бесшабашных.
На это, кстати, и сделана главная ставка – в титрах на фоне эффектно-драматических картинок список фамилий исполнителей дан без указания ролей. Кто кого играет, приходится разбираться по ходу действия. Но для не слишком, увы, образованного зрителя (можно сколько угодно вздыхать, что это не вина, а беда, но факт остаётся фактом) это никакого значения не имеет. В самом лучшем случае он вспомнит императоров Александра I и Николая I. Остальных исторических персонажей он не знает. А потому и наблюдает из уютного кресла не за Муравьевым-Апостолом, Трубецким или Рылеевым, а именно за Бичевиным, Матвеевым или Шагиным. Их научили носить исторический костюм (разбираться в том, сколько там огрехов, предоставим специалистам), они более-менее сносно справляются с правилами этикета и с верховой ездой, но непростые, противоречивые характеры своих героев они упорно выкрашивают в одну-две краски. Впрочем, не исключено, что именно это от них изначально и требовалось.
Два монарха на экране
Тотальный схематизм превращает телесагу в некое подобие компьютерной игры. Обилие спецэффектов усиливает это сходство до предела, а в итоге вызывает стойкое ощущение неправдоподобности развернувшейся на экране истории. Практически ко всем массовым сценам режиссёр делает эдакий «компьютерный подъезд» - поданная как бы с большой высоты панорама рисуется на компьютере и с постепенным увеличением масштаба переходит в реальный план. Смотрится броско, но эффект возникает, обратный тому, на какой делался расчет – не пиксели превращаются в живых людей, а живые люди начинают восприниматься виртуальными марионетками. Весь накал таких драматичных сцен, как, например, бунт солдат-семёновцев, вознамерившихся призвать к ответу своего душегуба-командира, уходит, что называется, в воздух.
Вопросы, возникающие при просмотре сериала, можно ставить и дальше. Об эпохе из него можно узнать не больше, чем из мушкетёрской трилогии Дюма о временах Людовиков. Хорошо уже то, что «Союз спасения. Время гнева» сделан достаточно добротно, чтобы пробудить у зрителя интерес к российской истории. Но все проблемы декабристской саги легко подвести под общий знаменатель. Тот, кто сегодня отважится снять исторический фильм в строгом значении этого слова, будет заранее обречён на коммерческое фиаско. Эксперименты в области образования и воспитания, которые с таким азартом проводились почти три десятилетия, дали плоды. «Продвинутый потребитель» и «грамотный пользователь» рано или поздно сдадут свои позиции homo intellectus и homo cogitus. Очень хочется, чтобы это произошло пораньше…
Виктория Пешкова