Призвание воеводы
30 Апреля 2023
В день памяти князя Дмитрия Пожарского мы вспоминаем картину Григория Угрюмова "Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества".
С этого легендарного сюжета начинается служение Дмитрия Пожарского во главе Второго народного ополчения. Земский староста Кузьма Минин обратился к нижегородцам с призывом помогать ратникам, которые спасут Отечество от захватчиков и врагов православной веры. Военачальником, по общему решению, должен был стать князь Пожарский. К нему явилась делегация во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. Князь еще не излечился от раны, полученной в сражении с поляками, и не сразу согласился возглавить ополчение.
Купеческий сын Григорий Угрюмов – один из самых ярких русских художников Екатерининского времени. Тогда он было молод. Его талант не стерся и в последние годы жизни, в XIX веке, когда слава живописца стала не столь громкой, как прежде. Его по-прежнему притягивала русская история. К теме призвание князя Пожарского Угрюмов обратился в 1800-е годы. Его чрезвычайно интересовал диалог двух могучих личностей – Минина и Пожарского. Как и скульптор Иван Мартос, он представил их в стилизованной одежде, напоминающей античные каноны. Но в облачении героев картины можно разглядеть и русские костюмы. Первый порыв Пожарского – встать на защиту Отечества. Его сдерживают родные, сиделки. Несколько театральная поза Минина подчеркивает важность исторического момента. Художник с волнением обращался к этой теме: он не сомневался, что с этого диалога началось спасение России, излечение от смут. В эпоху Наполеоновских войн этот сюжет стал особенно актуальным.
Угрюмов не завершил свою картину. Но и то, что осталось, заслуживает внимания. Он передал богатырских дух героев 1612 года. И характер князя Пожарского – благородного героя, чуждого мелкому честолюбию.
Александр Головачевский. Портрет художника Григория Угрюмова
Арсений Замостьянов