Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

От Переславля-Залесского до Городца

24 Сентября 2021

В год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского молодые российские художники — учащиеся и выпускники художественных колледжей и вузов — приняли участие в выставочном проекте «Александр Невский — защитник земли Русской».

Проект поддержали ведущие художественные вузы. Среди них: МГАХИ имени В.И. Сурикова, МГХПА имени С.Г. Строганова, Институт графики имени В.А. Фаворского, Московский педагогический государственный университет, Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)…

Переславль-Залесский стал первым городом, принявшим участников, группу молодых профессиональных художников, которые при поддержке администрации города Переславля-Залесского и Переславской епархии готовили первую выставку проекта.

На пленэре в Переславле-Залесском

Древняя история, белокаменные церкви, святыни монастырей — всё это привлекает людей творческих посетить старинный русский город, в котором родился святой князь. Для молодых художников были организованы пленэры, а также проведены экскурсии по древнему городу, подарившему Русской земле великого полководца Александра Ярославича. Молодые авторы узнали много подробностей о расположении западных Рождественских ворот Переславского кремля, а прогуливаясь по сохранившимся земляным валам, смогли прочувствовать всю мощь древних крепостных сооружений.

К достопримечательностям древнего города относятся Александрова гора и Никитский монастырь с его тысячелетней историей, расположенный на северной окраине Переславля-Залесского, на берегу Плещеева озера, а также Горицкий, Феодоровский, Никольский монастыри. Главный символ Переславля-Залесского — это Красная площадь, которая с XII века была вечевой. На дубовых столбах там висел колокол, по звону которого собиралось городское собрание. Именно здесь, в княжеских палатах на Красной площади, 30 мая (по ст. стилю) 1221 года и родился будущий великий князь Александр Невский.

Итогом экскурсионного пленэра по Переславлю-Залесскому стало открытие на территории Владимирского кафедрального собора выставки. В экспозиции были представлены живописные и графические работы, созданные молодыми художниками в Переславле-Залесском и его живописных окрестностях. Это виды Спасо-Преображенского и Владимирского соборов, церковь Александра Невского, Плещеево озеро и, конечно, храмы многочисленных монастырей Переславской епархии Русской православной церкви: Никитского, Горицкого, Феодоровского, Никольского и многое другое.

Изюминкой стала серия цветных литографий по теме истории Русского государства времён Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. А также демонстрация живописных сюжетных картин, передающих житие Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Московского.

Далее наш путь лежал в северо-западном направлении в сторону Псковской и Новгородской областей.

В Пскове кажется, что время застыло, а сторожевые башни Псковского кремля (Крома) стоят на берегу реки Великой, как и много веков назад. Свято-Троицкий собор — центр кремля, который был построен первоначально ещё в X веке по приказу святой княгини Ольги, основательницы города. Около десяти псковских храмов, белоснежных, построенных из местного известняка и отличающихся архитектурным минимализмом, вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всё это молодые художники узнали в ходе экскурсии и, конечно, поспешили сделать зарисовки.

Мы посетили и древний Изборск. Из рассказа экскурсовода молодые художники узнали, что Изборск был основан на рубеже VII–VIII веков на месте, называемом ныне Труворово городище. Сначала крепость была, как и водится, деревянной, но к XIII веку её перестроили в камне. Экскурсовод с таким интересом погружал молодых авторов в историю, что, как только закончился осмотр достопримечательностей крепости, включая Словенские ключи, художники мгновенно, выбрав удобные места для творчества, приступили к работе. День выдался на редкость жарким, природа как будто подыгрывала художникам.

В Музее «Ледовое побоище» молодых авторов ждал интереснейший рассказ директора музея Владимира Потресова. Здесь в советские годы побывала экспедиция Академии наук СССР, которая много лет искала место Ледового побоища и изучала роль в этом сражении Александра Невского. В музее собраны материалы этой экспедиции. Молодые художники были очень тепло встречены директором музея, ведь Владимир Александрович ещё и потомственный художник. Вместе с отцом он участвовал в экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища. Впечатления от этих исследовательских путешествий легли в основу его книг. Вдохновлённые этими рассказами и самой атмосферой пребывания в этом историческом месте, молодые авторы погрузились в работу. Уезжая, на прощание в дар музея была передана картина «Рыцарь Тевтонского ордена» выпускника МГАХИ имени В.И. Сурикова.

А потом был Великий Новгород, главная достопримечательность которого — Новгородский кремль (Детинец), один из немногих кремлей на территории России, сохранивший свой первоначальный облик.

 Вид с колокольни Свято-Юрьева монастыря

Главный собор Великого Новгорода, освящённый в честь Святой Софии, включён в список старейших православных храмов на планете. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор в сер. XII века стал самым значимым храмом Новгородской республики. И до сегодняшних дней София Новгородская — символ города, оправдывающий своё предназначение из тех веков: «Где святая София, там и Новгород».

Сердцем кремлёвского подворья является монументальный памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый при императоре Александре II, представляющий собой масштабное скульптурное сооружение, на котором в виде горельефов изображены ключевые вехи отечественной истории.

На противоположном берегу Волхова расположен целый ансамбль храмовых построек — Ярославово дворище, торговая часть Великого Новгорода.

Обо всём этом молодые художники узнали на проведённых сотрудниками Музея художественной культуры Новгородской земли экскурсиях, и, конечно, каждый из них по-своему отобразил всё увиденное и услышанное.

Недалеко от Великого Новгорода расположен Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь, и посещение этой святыни стало для молодых художников неслучайным. Как рассказали нам насельницы монастыря, при перенесении нетленных мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Северную столицу временное пристанище этой святыни было найдено именно здесь, в Хутынском монастыре. И так случилось, что в день нашего приезда в этот монастырь, а было это на праздник Казанской Божией Матери 21 июля, крестным ходом по Новгородской области в Хутынский монастырь были доставлены нетленные мощи святого благоверного князя. Как тут не поверить в чудеса!

Поездка в Свято-Юрьев мужской монастырь, расположенный вблизи истока реки Волхов из озера Ильмень, состоялась по благословению владыки Арсения, епископа Юрьевского, наместника обители. Георгиевский собор монастыря величественен и мощен, он также являлся и княжеской усыпальницей. Так, при осмотре внутреннего убранства храма экскурсовод поведала о факте захоронения здесь матери Александра Невского Феодосии (в монашестве Евфросинии). Художникам удалось побывать на колокольне и оценить свысока всё величие храмов этого древнего монастыря, основанного Ярославом Мудрым.

В ходе пленэров в Хутынском и Юрьевом монастырях молодые художники создали живописные и графические работы, ставшие основой экспозиции выставки в Великом Новгороде. Открытие состоялось в День Крещения Руси 28 июля, и мы верим, что это тоже не случайность, а веление небес. Выставка расположилась в пространстве Десятинного монастыря сразу на трёх площадках. В интервью, в том числе т/к «Культура», молодые авторы рассказали о своём прикосновении к истории, к жанру исторической живописи. Ведь именно на Новгородской земле проходило становление Александра Невского как великого полководца.

Вечером того же дня художники немного с грустью покинули гостеприимный Великий Новгород. Дорога вела в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. При подъезде к лавре стало понятно, что подготовка к 12 сентября (День перенесения мощей святого благоверного князя из Владимира в Северную столицу) ведётся полным ходом. Конечно, молодые авторы не ожидали увидеть храмы обители «в лесах», ведь писать картины сквозь сетку не совсем удобно. Тем не менее мы вдохновились видом выставочного зала просветительского центра «Святодуховский» и, совершив экскурсии по городу, стали готовиться к итоговому представлению пленэрных работ.

 Экспозиция выставки в Александро-Невской лавре

Открытие выставки прошло в торжественной обстановке с речами и интервью для СМИ. Но главное событие произошло накануне, а было это 1 августа, в День преподобного Серафима Саровского: в лавру из Москвы привезли икону с ликом Александра Невского, написанную молодым иконописцем специально для освящения на нетленных мощах с последующим расположением её в подмосковном храме в Завидове. Передать словами таинство молебна невозможно: прихожане, интуитивно понимая всю торжественность происходящего события, с благоговением подходили к этой святыне…

Последней точкой нашего маршрута было посещение Городца, небольшого купеческого городка в Нижегородской области, в котором почил великий полководец, приняв схиму под именем Алексия. Это логическое завершение пленэрного маршрута с участием молодых художников, который начался на родине князя в Переславле-Залесском. Так получилось, что наш приезд в этот город совпал с престольным праздником Феодоровской Божией Матери. Владыка Августин, епископ Городецкий и Ветлужский, очень тепло встретил нашу группу. Мы приняли участие в праздничной трапезе и наметили план перемещений по Городцу. Здесь каждая улица встречает гостей резными яркими домами, запахом печатных пряников, яркими камерными музеями и множеством магазинчиков с городецкими игрушками, ведь городецкую роспись и резьбу по дереву сложно перепутать. Да и сам Городец вполне можно назвать музеем под открытым небом на берегах Волги.

В древнем Городце

 

Для молодых художников были организованы пленэры, а также проведены экскурсии. Мы узнали немало исторических фактов об этом старинном купеческом городке, считающемся самым древним городом Нижегородской области, основанным князем Юрием Долгоруким. Погода нам благоволила вплоть до самого момента открытия выставки в дни города Городца 4–5 сентября.

Торжества, включая красочную концертную программу, проходили на набережной, но ураганный шквалистый ветер и дождь привели всех собравшихся в усадьбу Лапшиной, расположенную на главной улице города под названием Набережная Революции, где и состоялось открытие выставки. Важно отметить присутствие на церемонии открытия представителей руководства Нижегородской области и города, которые проявили исключительный интерес к выставке.

К присутствующим с приветственным словом обратился владыка Августин, который особо подчеркнул значимость проекта с точки зрения воспитания  молодёжи. Молодые художники были удостоены памятных призов и дипломов от руководства города и Городецкой епархии.

Грустно возвращаться в Москву после столь насыщенной пленэрной поездки. Но, как и любое дело, наш проект подходит к концу, а значит, будем подводить итоги.

В Москве в октябре пройдёт выставка проекта в Центральном военном клиническом госпитале имени А.А. Вишневского. А в ноябре в МГИМО — завершение проекта «Александр Невский — защитник земли Русской». Члены жюри дадут свою оценку продемонстрированным работам, и по итогам будут объявлены победители.

А закончить это небольшое эссе хотелось бы словами Льва Толстого: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание». Задумаемся над этим…

Наталья Костецкая