Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События ноября

№119 ноябрь 2024

225 лет назад 

18 брюмера

Наполеон Бонапарт стал диктатором Франции 

К концу 1799 года Директория – высший орган государственной власти Первой Французской республики – растеряла авторитет в обществе. Среди причин кризиса были и коррупция чиновников, и поражения французских армий в Италии и Швейцарии, где их разгромили русско-австрийские войска под командованием Александра Суворова. Один из членов Директории, аббат Эмманюэль Сийес, предложил план реформы политического устройства революционной Франции. В сговор с ним вступил популярнейший в армии генерал Наполеон Бонапарт. 

На Совете старейшин Бонапарт пообещал поддерживать «республику, основанную на истинной гражданской свободе и на национальном представительстве». После этого три директора, включая Сийеса, подали в отставку, а двух других верные Наполеону солдаты взяли под стражу. По революционному календарю это случилось 18 брюмера, по традиционному летосчислению – 9 ноября 1799 года. Не все прошло гладко. На следующий день Совет пятисот – нижняя палата тогдашнего французского Законодательного корпуса – принял решение о поголовной присяге действовавшей конституции. Это не входило в планы заговорщиков. Наполеон произнес перед депутатами короткую речь против конституции, «которую больше никто не уважает», те ответили негодованием и даже совершили попытку нападения на генерала. Все закончилось, когда в зал заседаний ворвались гренадеры под командованием Иоахима Мюрата – ближайшего соратника Наполеона. В итоге законодатели назначили временное правительство из трех консулов – Бонапарта, Сийеса и Пьера Дюко. В декабре была принята новая конституция, по которой вся полнота власти в республике перешла к первому консулу. Этот пост, разумеется, занял генерал Бонапарт. 

Смена власти не привела к уличным волнениям. Франция устала от мятежей, от революционных перемен и морально была готова к диктатуре генерала, который спустя почти пять лет, в мае 1804 года, стал императором Франции, положив конец Французской революции. 

СН-1.png

 


200 лет назад

«Нева вздымалась и ревела»

В Санкт-Петербурге произошло крупнейшее в истории города наводнение

За время своего существования город на Неве перенес более 300 наводнений, но самым разрушительным стало бедствие, случившееся 7 (19) ноября 1824 года. Именно его описал Александр Пушкин в «Медном всаднике». Накануне погода резко испортилась, с Финского залива задул сильный ветер, а ночью разыгралась буря. Предупреждая о шторме, на башне Адмиралтейства зажглись сигнальные огни. К утру затопило все низменные места столицы, а затем бушующая Нева и другие реки и каналы хлынули на улицы через высокие набережные. Вода поднялась на 421 см выше ординара – уровня водомерного поста у Горного института. Весь город, за исключением Литейной, Каретной и Рождественской частей, был залит водой почти в рост человека. Волны сносили деревянные дома, разрушали мосты, люди пытались выбраться из ледяного потока. К трем часам дня вода начала уходить, а назавтра обнаружилась страшная картина. По разным данным, погибло до 600 горожан, были разрушены 324 дома (бóльшая часть – на Васильевском острове), еще около 4 тыс. получили повреждения. Стихия уничтожила множество складов с продуктами. Врачи опасались, что вспыхнут эпидемии, но мороз помешал распространению инфекций. Правительство установило потолок цен, чтобы избежать их резкого роста. Пострадавшим доставляли теплые вещи, открылись временные приюты и лечебницы. Император Александр I пожертвовал миллион рублей для раздачи бедным, подав пример состоятельным петербуржцам. Благодаря энергичным мерам последствия трагедии удалось быстро преодолеть. Вскоре был разработан проект возведения дамбы со стороны Финского залива, однако в XIX веке реализовать его не удалось. Петербург получил основательную защиту от наводнений только в 2011 году, когда завершилось строительство комплекса специальных водопропускных сооружений.

 

СН-2.png
Наводнение в Петербурге 1824 года. Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1899–1905 годы

 


130 лет назад

«Голова кругом идет»

После смерти императора Александра III на престол вступил Николай II

Александр III производил впечатление сильного человека, которому не страшны болезни. Окружение рассчитывало, что он будет править долгие годы. Даже когда у 49-летнего монарха появились симптомы почечного заболевания, он долгое время отказывался от обследования и лечения. После перенесенного в январе 1894 года гриппа император стал быстро терять силы, осунулся, однако признал наличие недуга только летом, когда ему поставили диагноз «нефрит». Впрочем, даже после этого царственный пациент игнорировал многие рекомендации врачей. В сентябре 1894-го по настоянию медиков Александр III вместе с семьей отбыл в Крым, в резиденцию в Ливадии. Он продолжал работать, но осознавал приближение смертного часа. В Ливадию начали съезжаться родственники самодержца. Туда же экстренно вызвали невесту наследника престола цесаревича Николая – Алису Гессен-Дармштадтскую. 20 октября (1 ноября) 1894 года Александр III благословил Николая Александровича на царство и скончался на руках супруги Марии Федоровны, в окружении скорбящей семьи. «Голова кругом идет, верить не хочется», – записал в тот вечер в дневнике сын, потерявший отца и ставший императором.

На следующий день в газетах вышел манифест о смерти Александра и вступлении на престол Николая. Тогда же Алиса приняла православие с именем Александра Федоровна. Вскоре вся семья, сопровождая траурный поезд, отправилась из Крыма в Санкт-Петербург. 1 (13) ноября молодой царь въехал в столицу. Спустя две недели состоялась свадьба Николая II и Александры Федоровны. А через полтора года в Москве прошли коронационные торжества последнего российского императора, закончившиеся трагедией – давкой на Ходынском поле, унесшей жизни более тысячи человек. Многие современники сочли это дурным предзнаменованием.

 

СН-3.png
Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Торжественная процессия в Кремле 14 (26) мая 1896 года

 


100 лет назад

Первый союзник

Образована Монгольская Народная Республика

Путь к воссозданию независимого Монгольского государства был долгим и тернистым. С XVII века Монголия входила в состав китайской империи Цин. После начала Синьхайской революции, 1 декабря 1911 года, она провозгласила независимость. Глава монгольских буддистов Богдо-гэгэн был возведен на престол великого хана Монголии под именем Богдо-гэгэна VIII. В мае 1915-го в Кяхте Монголия, Россия и Китай подписали договор, определивший границы нового государства. Его территория была разделена на Внешнюю Монголию (Халху), получившую автономию в составе Китая, и Внутреннюю Монголию, провозглашенную китайской территорией.

Во время Гражданской войны в России китайцы в нарушение Кяхтинского договора ввели войска в столицу Монголии Ургу (ныне Улан-Батор). 22 ноября 1919 года президент Китайской Республики Сюй Шичан отменил автономию Монголии. В феврале 1921-го Азиатская конная дивизия под командованием генерал-лейтенанта барона Романа фон Унгерн-Штернберга взяла Ургу, вернув власть Богдо-гэгэну VIII. В июле в Ургу, оставленную белыми, вошли советские и монгольские войска, там сформировали Народное правительство Монголии. В ноябре 1921-го монгольскую делегацию принял в Кремле председатель СНК РСФСР Владимир Ленин, было подписано соглашение об установлении дружественных отношений между двумя странами.

В 1924 году, после смерти Богдо-гэгэна, монархию ликвидировали. 26 ноября впервые созванный орган высшей государственной власти (Великий народный хурал) провозгласил создание Монгольской Народной Республики и принял конституцию. Страна взяла курс на построение социалистического общества, следуя примеру Москвы, и стала первым союзником СССР. 

Дружба народов МНР и Советского Союза укрепилась в 1939 году, при отражении японской агрессии на Халхин-Голе. К 85-летию этого события был приурочен недавний визит в Монголию президента России Владимира Путина, имевший большой резонанс в мире.

 

СН-4.png
Встреча В.И. Ленина с Сухэ-Батором. Худ. А. Сэнгэцохио. 1971 год

 


45 лет назад

«Вор должен сидеть в тюрьме!»

Состоялась премьера многосерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя»

Роман Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», опубликованный в 1975 году, пользовался большой популярностью. Авторы передали атмосферу послевоенной Москвы, а противостояние сотрудников угрозыска с бандой «Черная кошка» вышло захватывающим и правдоподобным. За экранизацию нашумевшей книги взялся режиссер Станислав Говорухин. Название «Место встречи изменить нельзя» придумал один из редакторов романа в журнале «Смена». Вайнерам оно не нравилось, но кинематографисты настояли именно на нем. В роли капитана Глеба Жеглова Говорухин с самого начала видел Владимира Высоцкого, его удалось уговорить на несколько месяцев отказаться от концертов и спектаклей. Сложнее было с выбором актера на вторую главную роль – Владимира Шарапова. Режиссер рассматривал несколько кандидатур – и Николая Губенко, и Ивана Бортника, и Евгения Леонова-Гладышева. Но остановился на Владимире Конкине, который незадолго до этого блестяще сыграл роль Павки Корчагина. На экране дуэт Жеглова и Шарапова получился органичным. Они – антиподы. Первый – порывистый, неразборчивый в средствах, второй – идеалист, верящий в букву закона. 

Премьерный показ пятисерийного фильма состоялся с 11 по 15 ноября 1979 года. Успех не вызывал сомнений. Говорухин воссоздал на экране и жестокость, и красоту послевоенной жизни – с вереницей колоритных образов милиционеров и уголовников. Десятки фраз из фильма пошли в народ, а кредо Жеглова «Вор должен сидеть в тюрьме!» в нашей стране до сих пор известно каждому. С годами фильм приобрел статус культового. Его по-прежнему часто демонстрируют по телевидению, и миллионы людей, зная наизусть почти все реплики героев, снова и снова пересматривают любимую картину. 

 

СН-5.png
Кадр из телефильма «Место встречи изменить нельзя». В роли Владимира Шарапова – Владимир Конкин (слева), Глеба Жеглова – Владимир Высоцкий. Режиссер Станислав Говорухин. Одесская киностудия, 1979 год

 


35 лет назад 

Падение Берлинской стены

Произошло объединение Германии 

Одним из важнейших геополитических результатов Второй мировой войны стало возникновение на руинах гитлеровского Третьего рейха двух государств – Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики. В пределах своих оккупационных зон США, Великобритания и Франция создали особое политическое образование – Западный Берлин. В августе 1961 года между западной и восточной частями Берлина была возведена 164-километровая бетонная стена, ставшая символом разделения Германии.

Сложившаяся ситуация не устраивала Запад. Конституция ФРГ подчеркивала, что в итоге земли социалистической Восточной Германии будут присоединены к ФРГ. Статья 23 предупреждала, что произойдет не объединение равноправных партнеров, а поглощение (аншлюс) Западной Германией восточного соседа. ГДР грозила участь Австрии, поглощенной Третьим рейхом в марте 1938 года.

Ключевую роль в германских событиях 1989–1990 годов сыграл тогдашний лидер СССР Михаил Горбачев, давший согласие Западу на демонтаж ГДР. 7 октября 1989-го он присутствовал в Берлине на торжествах в честь 40-летия образования ГДР. Сразу после них начались народные волнения, в результате которых Эрих Хонеккер покинул посты председателя Государственного совета ГДР и генерального секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). 9 ноября член Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски на пресс-конференции сообщил о принятии закона о свободном выезде за границу. Тысячи немцев сразу же бросились к пропускным пунктам и добились их открытия. Люди разрушили Берлинскую стену, унося на память ее фрагменты. Эта акция стала символом «смены вех» в Восточной Европе. 

С тех пор западные СМИ подают разрушение Берлинской стены как событие, символизирующее окончание холодной войны. В действительности падение стены дало импульс продвижению НАТО на восток и расширению американской гегемонии в Старом Свете. А холодная война давно уже вступила в свою новую, еще более опасную, чем прежде, фазу.

 

СН-6.png
Жители ГДР на Берлинской стене на фоне Бранденбургских ворот. 11 ноября 1989 года

Варвара Рудакова