«Вьется Андреевский флаг»
№119 ноябрь 2024
Триста двадцать пять лет назад, в конце 1699 года, Петр I собственноручно нарисовал эскиз флага, ставшего главным символом российского флота.
29 октября 1924 года в тунисском порту Бизерта (Тунис находился тогда под протекторатом Франции) произошло грустное историческое событие. Были спущены Андреевские флаги на кораблях Русской эскадры, оказавшейся у берегов Северной Африки благодаря гостеприимству французов. Речь идет о последнем флоте старой России, который провел эвакуацию армии барона Петра Врангеля и спас беженцев из Крыма от наступавших красных. В Бизерте нашли пристанище более 30 русских кораблей. Почти четыре года они стояли здесь на рейде, но рано или поздно должно было случиться то, что случилось, – Франция признала Советский Союз, а значит, эскадру расформировали. Согласно договоренностям корабли передавались в собственность Страны Советов. Этого, впрочем, так и не произошло, и большую их часть в итоге продали на слом. Андреевский флаг, реявший над российским флотом более двух веков, казалось, был спущен навсегда…
Рисунок Петра I с изображением флагов. 1699 год
Покровитель России и моряков
История этого славного символа отечественного флота восходит к самому концу XVII столетия, когда молодой царь Петр только вернулся из своего первого заграничного путешествия. В 1699 году состоялось награждение первым российским орденом, названным в честь святого апостола Андрея Первозванного и вскоре получившим статус высшего ордена Российской империи. Как считается, первым его кавалером стал видный сподвижник царя-реформатора, глава Посольского приказа генерал-адмирал Федор Головин.
Андрей Первозванный многое значил для Петра. Во-первых, с давних пор его признавали небесным покровителем России. В «Повести временных лет», написанной в начале XII века, есть легенда о том, как апостол посетил земли будущей Руси, побывал на горах, где впоследствии возник Киев, и поставил там большой крест со словами: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». Побывал он якобы и в Новгороде, поднявшись по будущему пути из варяг в греки, а затем вернулся в Средиземноморье. Благодаря этой древней легенде Русь как бы изначально вплеталась в число христианских стран, утверждая преемственность православной веры еще с апостольских времен. Причем преемственность шла от Андрея, первого ученика Христа, которого поэтому и нарекли Первозванным. Столь важная для Российского государства идея нашла зримое воплощение в орденском знаке, где на косом (Х-образном) кресте, на каком, согласно преданию, апостол принял мученическую смерть, изображалась сама его фигура, а на концах креста размещались литеры S, A, P, R. Получившаяся аббревиатура в переводе с латыни расшифровывалась как «Святой Андрей, покровитель России».
Во-вторых, Андрей Первозванный, до встречи с Христом ловивший, по словам Евангелия, вместе с братом своим рыбу, с незапамятных времен считался покровителем моряков. А море и мореплавание приобрели принципиальную значимость для Петра Великого. Почти вся его жизнь была связана с морем – за выход России к морям он и боролся на полях сражений Северной войны, в Прутском и Персидском походах. Косые кресты украшали герб Амстердама – крупного морского порта, где Петр побывал с Великим посольством в 1697–1698 годах. Он, конечно, не мог не обратить внимания на популярность в геральдике Старого Света этого символа Андрея Первозванного. Учреждая орден, царь, безусловно, опирался на западноевропейскую традицию, ведь своей орденской системы прежде в России не было.
Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Конец XIX – начало XX века
По рисунку царя
Андреевский крест Петр избрал и для морского флага. Правда, он разрабатывал разные его варианты для строившегося русского флота. В 1693 году в Архангельске на яхте «Святой Петр» был поднят так называемый флаг царя Московского, который представлял собой полотнище с тремя горизонтальными полосами – белой, синей и красной – и золотым двуглавым орлом посередине. Этот царский штандарт дошел до наших дней благодаря выдающемуся отечественному историку и знаменоведу Петру Белавенцу, который в 1910 году обнаружил его в Архангельске и привез в Петербург. Старейший из сохранившихся российских триколоров находится сегодня в коллекции Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Северной столице.
Под таким же флагом путешествовало Великое посольство, что можно увидеть на картинах голландских художников, запечатлевших европейские суда, под парусами которых плавал за границей русский государь. Между тем был и другой вариант флага – четырехчастный, с четвертями, разделенными прямым крестом. Когда и как он появился – неизвестно, да и использовался, вероятно, совсем недолго.
Зато у нас есть эскиз двух флагов, выполненный самим монархом и датированный концом 1699 года. Он был опубликован в первом томе знаменитого издания «Письма и бумаги императора Петра Великого», увидевшем свет в 1887-м. На одном из изображенных здесь трехполосных флагов указаны цвета («белое, синяе, кърасное»), а на втором, поменьше, мы видим еще и пересекающиеся диагональные полосы, то есть косой Андреевский крест, наложенный на триколор. Этот рисунок Петра с самым ранним прообразом Андреевского флага хранится в фондах Российского государственного архива древних актов.
Такой флаг, судя по всему, существовал и в реальности. Наряду с флагом царя Московского и четырехчастным с прямым крестом он значится как флаг «его царского величества Московского» в нескольких европейских иллюстрированных изданиях, посвященных кораблестроению и морскому делу. Это книги разных авторов, из которых в России получило известность прежде всего издание Карла Алларда (в русской традиции Карлуса Алярда), вышедшее в Амстердаме в 1705-м, а четыре года спустя в Москве.
Впрочем, трехцветное полотнище с Андреевским крестом было явно неудачным решением, ведь синий крест сливался с центральной синей же полосой, поэтому Петр предложил иной вариант – синий косой крест на белом фоне, который и прославился как Андреевский флаг. «Флаг белый, чрез который синий крест святого Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение», – объяснял царь.
Флаг царя Московского, поднимавшийся на яхте «Святой Петр». 1693 год
«Ни перед кем не спускать флаги»
Как видим, Андреевский флаг первоначально сочетал все три национальных цвета – белый, синий и красный. Однако Морской устав 1720 года зафиксировал, что каждая из трех частей русского флота получила собственный флаг, представлявший собой полотнище одного из этих цветов. Так, для кордебаталии, то есть основных сил, предусматривался белый флаг с синим косым крестом, а для авангарда и арьергарда – синий и красный соответственно, где синий косой крест располагался в белом кантоне (прямоугольнике в левом верхнем углу полотнища). На еще одном рисунке Петра Великого мы видим и корабельный вымпел – все тот же Андреевский крест на белом полотнище и две длинные косицы с горизонтальными полосами белого, синего и красного цветов. Также при царе-реформаторе появился гюйс (носовой флаг корабля) – красное полотнище с синим косым и белым прямым крестами. Синий цвет Андреевского креста всегда оставался неизменным: он символизировал морскую стихию, столь близкую державному моряку.
В Морском уставе Петра говорилось: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели [прямые паруса, вторые, а иногда и третьи снизу. – «Историк»], под штрафом лишения живота [то есть жизни]». Военно-морские флаги, таким образом, становились не только символами флота, но и его святынями. В том же Морском уставе, в параграфе «О взятии неприятельских добычей и пленных», есть такие слова: «Все взятые на кораблях флаги и вымпелы да не дерзает никто себе брать, драть или таить оные, под штрафом ссылки вечно на галеру». Захваченный флаг противника всегда и везде считался важным трофеем.
С годами традиция использования флагов разных цветов для разных частей русского флота трансформировалась: появились флаги адмирала (белый), вице-адмирала (синий) и контр-адмирала (красный). Эти флаги периодически претерпевали изменения, в том числе по нижнему краю ставших для всех кораблей белыми полотнищ в XIX веке красовалась полоса синего (флаг вице-адмирала) или красного (контр-адмирала) цветов. Таким образом, всегда сохранялась иерархия цветов флага национального.
Флаг третьего адмирала. XVIII век
Флаг контр-адмирала образца 1810 года. XIX век
«Память беспримерного дела сего»
5 июня 1819 года император Александр I учредил особые кормовой флаг, брейд-вымпел и вымпел для Гвардейского экипажа: «В память сражения при Кульме в прошлую Французскую войну, пожаловав за отличие Гвардейскому экипажу Георгиевское знамя, повелеваю: сей знак отличия… поместить во флаге, брейд-вымпеле и вымпеле и употреблять оные… вместо обыкновенных на кораблях и прочих судах, также и на шлюпках, которые будут укомплектованы из сего экипажа». Георгиевский кормовой флаг представлял собой Андреевский флаг с фигурным красным с золотой каймой щитком в самом центре, на перекрестии. В этом щитке было помещено изображение святого Георгия Победоносца на белом коне, поражающего копьем змия. Георгиевский флаг стал высшей морской наградой за боевые отличия.
После сражения в Наваринской бухте Ионического моря такой флаг получил линейный корабль «Азов». В этом бою 8 октября 1827 года соединенная эскадра России, Великобритании и Франции разгромила флот Османской империи. Российским флагманом – 74-пушечным «Азовом» – командовал один из первооткрывателей Антарктиды капитан 1-го ранга (впоследствии адмирал) Михаил Лазарев. На флагмане служили и будущие герои Севастопольской обороны Павел Нахимов, Владимир Корнилов и Владимир Истомин. «Азов», как и вся русская эскадра, сыграл решающую роль в победе. Он уничтожил пять турецких кораблей, в том числе фрегат командующего.
Следующее награждение Георгиевским флагом состоялось 28 июля 1829 года. За несколько месяцев до того, 14 мая, в ходе очередной войны с турками 18-пушечный бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского (Козарского) принял неравный бой в Черном море с двумя вражескими линейными кораблями, из которого вышел победителем. Этот невероятный подвиг послужил темой для известного полотна Ивана Айвазовского «Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой» (1848), где на фоне ночного неба плывет по морю героический бриг с пробитыми ядрами парусами. Как говорилось в указе императора Николая I, «18-пушечному бригу "Меркурий" за славные подвиги в сражении… всемилостивейше даровав флаг со знаменем святого великомученика и Победоносца Георгия, мы желаем, дабы память беспримерного дела сего сохранилась до позднейших времен». А потому предписывалось построить по чертежам другое такое же судно, когда бриг придет в ветхость, и переместить на него Георгиевский флаг с вымпелами. Впоследствии несколько кораблей получали название «Память Меркурия», и, хотя они не стали копией брига и отличались от него классом, на них поочередно переносили наградной флаг вплоть до 1917 года. Точно так же Георгиевский флаг передавался на корабли, названные «Память Азова», но только до 1906 года, когда последний из них переименовали и лишили этого флага из-за революционного выступления матросов.
Медаль «За бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо». 1904 год
Гюйс (носовой флаг) с крейсера «Варяг». 1904 год
Кормовой Георгиевский флаг. Начало XX века
«Хоругвь русского государя»
12 июля 1865 года император Александр II своим указом постановил «всем судам и плавучим средствам военного флота, какого бы назначения они ни были, кои доселе плавали под флагом, носить один общий кормовой флаг – белый с синим Андреевским крестом, равно и всем флагманам носить на стеньгах этот же флаг». В Морском уставе 1885 года о кормовом флаге военных судов сказано: «Он почитается на корабле как знамя в полку, и все служащие на корабле должны охранять этот флаг до последней капли крови как хоругвь русского государя».
Приводились в уставе и правила поднятия Андреевского флага: «Кормовой флаг носится от восьми часов утра до захода солнца как на якоре, так и в ходу. В ненастную погоду позволяется его спускать, но если в это время встретится другой корабль, русский или иностранный, под флагом, то флаг должно немедленно поднять, и, когда он будет подержан достаточное время, чтобы он мог быть рассмотрен, позволяется его снова спустить. <…> Как при подъеме, так и при спуске флага все находящиеся наверху отдают ему честь, снимая головной убор. К подъему флага в восемь часов утра и к спуску его при захождении солнца для отдания чести вызываются караул и все офицеры». Как правило, к подъему и спуску флага вызывались все служащие на корабле, свободные от вахты.
Особое внимание уделялось положению флага во время сражения. Устав предписывал: «Во время боя приставляется к флагу особый надежный унтер-офицер, который не допускает никого до него дотрагиваться без личного приказания командира. Если флаг будет сбит, он немедленно должен быть заменен другим, дабы неприятель ни на одно мгновение не мог предполагать, что флаг перед ним был спущен». История военного флота России полна героических примеров защиты флага в бою. Приставленные к нему унтер-офицеры могли быть изранены, еле держаться на ногах, но никогда не покидали своего поста. Сбитые флаги поднимали вновь: так, на крейсере «Аврора» во время Цусимского сражения в 1905 году флаг поднимался восемь раз, причем последний – вручную боцманом Василием Козловым, влезшим на мачту, поскольку снасти для поднятия флага были все перебиты. В том же сражении командир миноносца «Громкий» приказал прибить флаг к мачте гвоздями, что было сделано сигнальщиком Скородумовым. И такие примеры можно продолжать…
С поднятыми флагами уходили под воду затопляемые русские корабли. Считалось позором, чтобы флаги, даже просто хранившиеся на судах, доставались противнику. Лейтенант Николай Нозиков, служивший на крейсере «Владимир Мономах», во время того же Цусимского сражения отбил шлюпочный Андреевский флаг у японского унтер-офицера, вытащившего его из-под банки (скамьи). Он пронзил полотнище саблей и вместе с ней бросил его в море, чтобы флотская святыня потонула, но не оказалась в руках врага.
После Октябрьской революции решением 1-го Всероссийского съезда военного флота, принятым 18 ноября (1 декабря) 1917 года, Андреевский флаг был отменен на всех судах республики и подлежал замене на красный флаг (позднее появились новые флаги ВМФ СССР). Андреевский флаг продолжал развеваться на кораблях белых флотилий и вместе с ними покинул Россию.
Но он не был забыт. В замечательном фильме «Крейсер "Варяг"», вышедшем в прокат в 1946 году, можно увидеть трогательную сцену поднятия Андреевского флага утром 27 января 1904 года – перед легендарным боем – под звуки духовного гимна «Коль славен…». В самом начале картины звучит песня:
Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский флаг.
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».
А в фильме «Балтийская слава» (1957) показано, как уже в июле 1917 года матросы поднимают на корабле рядом с Андреевским флагом красный…
Но символы имеют свойство возрождаться. 21 июля 1992 года президент РФ подписал указ о возвращении Андреевскому флагу статуса военно-морского флага России. История святыни русского флота продолжается.
Что почитать?
Семенович Н.Н. История русского военно-морского флага. Л., 1946
Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф., Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России. X–XX века. М., 1997
Евгений Пчелов, кандидат исторических наук