Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Царские топонимы Москвы

№18 июнь 2016

Непрерывность российской истории наглядно проявляется в именах, которые носят столичные улицы и переулки. Даже в советское время можно было встретить улицы, названные в честь великих князей и самодержцев.

Собор Александра Невского в Москве. До настоящего времени не сохранился

Казалось бы, никакого даже намека ни на что царское и великокняжеское не должно было остаться на карте Москвы: большевики боролись и с более безобидным, с их точки зрения, топонимическим наследием. Тем не менее такие названия в столице все-таки сохранились. А некоторые появились вновь после 1991 года.

Собор Александра Невского

Наиболее популярным среди всех Рюриковичей был и остается святой благоверный князь Александр Ярославич Невский (1220 или 1221 – 1263). Недаром в 2008 году в нашумевшем телепроекте «Имя Россия» этот исторический персонаж занял первое место. А на карте Москвы его имя появилось более 100 лет назад, когда в 1904 году на Миусской площади состоялось освящение места для закладки кафедрального собора Александра Невского, который по своим масштабам должен был уступать разве что храму Христа Спасителя.

Грандиозные размеры собора, способного вместить одновременно до 6 тыс. человек, соответствовали значению того события, в память о котором он строился, – отмене крепостного права в 1861 году. Неслучаен и выбор имени святого для храма, ведь этот благоверный князь был небесным покровителем Царя-освободителя – Александра II. Как повелось на Руси в таких случаях, деньги на строительство собирали всем миром: свою лепту вносили и члены императорской семьи, и простолюдины. Проект был выполнен архитектором Александром Померанцевым по рисункам Виктора Васнецова, решившего воплотить идею соборности и единения царя с народом в расположении большого купола в центре, окруженного двумя десятками глав-луковок поменьше.

Так, благодаря освящению места для собора в Москве возникли Александро-Невская улица (ранее 5-й Миусский проезд) и одноименный переулок (бывший Жильцов). Последовавшие вскоре бурные события – поражение в Русско-японской войне и Первая русская революция 1905–1907 годов – не позволили закончить строительство храма к намеченным срокам. К 1915 году возвели нижнюю часть здания, и в освященном приделе еще строившегося собора стали проводить службы и панихиды в память павших на полях Первой мировой войны. Можно себе представить, сколько усилий потребовалось воюющей стране, чтобы вчерне закончить сооружение огромного собора к 1917 году. К слову, храм Христа Спасителя строился более 40 лет.

Пришедшие к власти большевики, присмотревшись к собору Александра Невского, решили пустить его на кирпич, что оказалось не так просто сделать: кладка была слишком крепкой. Тогда здание закрытого для прихожан храма стали использовать под склад. Старожилы района рассказывают, что именно здесь хранилась знаменитая «Бородинская панорама», созданная Францем Рубо к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Впоследствии не раз предпринимались попытки приспособить собор для других нужд: то в нем хотели устроить крематорий, то вместо него должен был появиться Дом радио.

В путеводителе 1940 года читаем:«На правой стороне ул. Горького, напротив 1-й Грузинской улицы, через широкий разрыв в застройке видно огромное здание Миусского собора; на его месте будет построен Дом радио, в котором сосредоточатся радиостудии, редакции радиовещания, телевизионные студии, радиотеатр».Однако этим планам не суждено было реализоваться, и в 1960 году на фундаменте Александро-Невского собора был возведен Дом пионеров Фрунзенского района.

А вот улице и переулку повезло: их названия лишь немного изменились, теперь они – улица и переулок Александра Невского. Но когда это случилось? Откроем старые московские справочники. В изданном в 1955-м «Справочнике улиц Москвы» по состоянию на 30 апреля указанного года улица и переулок приводятся еще как Александро-Невские, а в аналогичном справочнике 1956 года по состоянию на 1 ноября соответствующего года – уже с современными названиями. Значит, переименование произошло в промежутке между маем 1955-го и октябрем 1956-го.

Из истории ордена Александра Невского

Фото: Алексей Бушкин/РИА Новости

Почему же большевики не посмели посягнуть на имя Александра Невского ни в период антирусских кампаний 1920-х, ни в кровавые 1930-е? Видимо, князь оставался для них одной из немногих священных фигур, обладавших непререкаемым авторитетом, и затронуть память о нем просто боялись.

В 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна с музыкой Сергея Прокофьева, в 1941-м Иосиф Сталин произнес имя полководца с трибуны Мавзолея, а в 1942-м был учрежден именной орден с изображением князя. Впрочем, как выглядел князь на самом деле, никто не знал – таких источников не сохранилось, и потому автор рисунка ордена художник Игорь Телятников взял за основу фотографию актера Николая Черкасова в роли Александра Невского в фильме Эйзенштейна.

Этот орден вручали часто, но он стал весьма редкой наградой у тех, кому повезло вернуться с войны… В наши дни орден Александра Невского был возрожден в дореволюционном дизайне и с измененным статутом: теперь, как и до 1917 года, им награждают всех граждан России, а не только военных, как в советское время.

Память о Рюриковичах

Имена великих князей из династии Рюриковичей живут и в названии сразу трех Владимирских улиц, что берут свое начало от шоссе Энтузиастов (бывший Владимирский тракт), которое соединяет столицу с древним русским городом Владимиром, основанным то ли Владимиром Святославичем (ум. 1015), то ли Владимиром Мономахом (1053–1125). А путь в старинный Ярославль, заложенный князем Ярославом Мудрым (978–1054), указывают Ярославское шоссе (когда-то Троицкая дорога) и Ярославская улица (до 1966 года 2-я Ярославская улица и проезд).

Среди Рюриковичей, память о которых увековечена в московских названиях, есть и рекордсмены: так, с именем князя Даниила Московского (1261–1303), сына Александра Невского, связаны многие столичные топонимы и наименования различных объектов. Это и Даниловская площадь (в 1997 году на ней был установлен памятник князю), и Большой Староданиловский проезд, и Даниловская набережная, Даниловский переулок, Староданиловский переулок, Даниловский Вал, Новоданиловская набережная, Новоданиловский проезд, а также Даниловский рынок, универмаг и Даниловское кладбище. Да что говорить, весь район называется Даниловским. Даниил – не только истинно московский князь, но и основатель первых московских монастырей: Богоявленского и Данилова, который был заложен во имя небесного покровителя князя – преподобного Даниила Столпника. Этот монастырь и дал название всей прилегающей местности.

Бульвар, расположенный в Северном Бутове, с 1992 года носит имя Дмитрия Донского (1350–1389), великого князя московского и владимирского. В его княжение в Москве был отстроен из белого камня Кремль, здесь начали чеканить серебряную монету. Память о князе сохранена также в названии станции Московского метрополитена («Бульвар Дмитрия Донского») – факт исключительный и примечательный.

Есть в столице и Донская площадь, и Донская улица, и пять Донских проездов, получивших свое название от Донского монастыря и тем самым тоже причастных имени Дмитрия Донского. Считается, что монастырь основан в честь Донской иконы Божией Матери, которая была поднесена великому князю Дмитрию Ивановичу накануне Куликовской битвы в 1380 году.

Конечно, всех великих князей из рода Рюриковичей вряд ли возможно одарить именными переулками в Москве – немало же таких правителей за долгую историю, и потому, наверное, целесообразно было бы в честь прославленной династии назвать хотя бы одну, общую на всех улицу…

Царские улицы

А ведь когда-то существовали в Москве Царские улицы – 1-я и 2-я (с 1922 года Хуторские), аж четыре Царских переулка под номерами (ныне Хуторские) и просто Царский переулок (с 1922 года Заставный). И еще была улица с очень занятным названием – Царская ветка, в 1922 году ставшая прозаической Веткиной. Царская ветка – это не что иное, как путь, позволявший императорским поездам с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги попадать на Александровский вокзал (ранее Смоленский, Брестский, он носил такое название с 1912 по 1917 год в честь Александра I; ныне Белорусский).

Александровский (ныне Белорусский) вокзал в Москве получил свое название в честь императора Александра I. Фото 1912–1914 годов

Именно на Александровском вокзале торжественно встречали царскую семью по ее прибытии в Первопрестольную, и именно отсюда кортеж следовал в Кремль – прямиком по Тверской улице. Улица, шедшая вдоль этих особых железнодорожных путей, и получила поначалу название Царская ветка.

Примечательно, что свое отражение на карте Москвы нашел короткий период правления Бориса Годунова (ок. 1552 – 1605): в Орехове-Борисове есть Борисовский проезд и улица Борисовские Пруды. Они расположены в тех местах, что когда-то принадлежали боярину, а затем и царю Борису.

Знатнейшие меж нами роды – где?Где Сицкие князья, где Шестуновы,Романовы, отечества надежда?Заточены, замучены в изгнанье…

Так писал Александр Пушкин в драме «Борис Годунов». В память обо всех Романовых в нынешней российской столице есть одноименный переулок (Романов) – бывшая улица Грановского. Такое название переулок носил с 1920 по 1994 год, а до того именовался и Никитским, и Хитровым, и Разумовским, и Шереметевским. Многоцветье названий напоминает нам о знатных родах, живших в разное время здесь, по соседству с Кремлем. Палаты бояр Романовых в XVII веке стояли по правой стороне переулка, о чем говорит перепись 1738 года:«Двор Романов, на котором живут различных чинов люди своими дворами, в приходе церкви Дионисия Ареопагита».

По имени царского деда

Интересно, что и название Никитский переулок (да и Большая и Малая Никитские улицы) связано с Романовыми.

 

Этот боярский род всегда находился рядом с властью, но это не значит, что его представителям царствовать в России было предназначено свыше. Счастливый случай изменил их судьбу, когда молодой Иван IV решил жениться, для чего на устроенный по обычаю конкурс свезли со всей страны невест. К удивлению многих, царь выбрал в жены знакомую ему с детства видную и статную Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву, дочь окольничего Романа Захарьина.

Венчание состоялось в феврале 1547 года.

«Не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой царской невесты», – писал Николай Карамзин в «Истории государства Российского».

Подковерная борьба между возвысившимися Романовыми и представителями других родов из окружения Ивана Грозного не прекращалась во все время этого царствования. И неудивительно, что одной из причин ранней смерти царицы Анастасии в 1560 году называют отравление. Так полагал и сам царь.«А и с женою вы меня про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было», – отмечал он в послании к князю Андрею Курбскому. Впрочем, родственники Анастасии успели укрепиться у кормила власти, а затем и искусно направить гнев скорбевшего о жене Ивана Васильевича против своих политических противников. Особенно упрочилось положение братьев покойной царицы – Данилы и Никиты, набравших немалую силу в Ближней думе.

Никита Романович Захарьин-Юрьев (ум. 1586), с именем которого связан и Никитский переулок, и основанный им в 1582 году Никитский монастырь, пользовался большим доверием подозрительного и мнительного Ивана Грозного. Ему и была оказана высочайшая монаршая милость: боярин Никита ходил с царем в мыльню, или, по-нашему, в баню. Никита Захарьин-Юрьев – дед первого русского царя из династии Романовых, Михаила Федоровича.

Богоугодные заведения

При участии представителей правящей династии Романовых в XIX веке в Москве возникло немало благотворительных учреждений, больниц, учебных заведений, а также парков и садов, украшающих город (самый известный – Александровский сад, расположенный у Кремлевской стены и с 1856 года носящий имя в память об Александре I). Как правило, вновь образованное учреждение со временем давало название улице, на которой оно находилось.

Например, вот уже более века на карте Первопрестольной есть Елизаветинский переулок (ныне это Басманный район столицы): свое имя он получил по Елизаветинскому институту благородных девиц, в 1847 году названному так в честь покровительствовавшей учебным заведениям для девушек императрицы Елизаветы Алексеевны (1779–1826), супруги Александра I. Отец Александра, убиенный заговорщиками Павел I (1754–1801), также удостоился «своей» улицы. Павловская улица в Даниловском районе напоминает нам об основанной им еще в бытность наследником престола Павловской больнице, давно уже сменившей свое название. Ранее эта улица звалась Петропавловской, была она и Большой Серпуховской. А с конца XIX столетия соседствуют с ней и три Павловских переулка (1-й, 2-й и 3-й): бывшие Даниловский, Александровский и Офицерский.

В честь супруги Павла I, императрицы Марии Федоровны (1759–1828), получила название открывшаяся в 1806 году на Божедомке бесплатная больница для бедных, обусловившая, в свою очередь, появление на карте Москвы 1-го и 2-го Мариинских переулков (ныне это переулки Достоевского и Чернышевского соответственно). А находящаяся неподалеку Суворовская площадь (в 1918–1994 годах площадь Коммуны) до революции называлась Екатерининской по располагавшемуся на ней Екатерининскому институту благородных девиц, основанному также по инициативе Марии Федоровны. Любопытно, что притулившейся к ней Малой Екатерининской улице (и правда малой, всего 200 метров!) удалось все эти годы сохранять свое название. Любимый же москвичами парк Центрального дома Советской армии снова стал Екатерининским в 1999 году.

Николаевский тупик

Чудом сохранивший свое название Николаевский тупик хранит память не только о первом в Москве вокзале – Николаевском (ныне Ленинградский), но и о вдохновителе его строительства – императоре Николае I (1796–1855). В феврале 1842 года царь подписал указ об устройстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва:«На пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленности и деятельности жизни государства».В 1843-м строительство дороги, которая также получит имя Николаевской, началось под руководством инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта. Естественно, возникла необходимость и в возведении вокзалов.

Конкурса не объявляли: царь сам выбрал архитектора, которому доверил строительство первого московского вокзала. Им стал Константин Тон – наиболее популярный и приближенный на тот момент к власти зодчий. Он должен был разработать проекты сразу для двух вокзалов – в Санкт-Петербурге и в Москве. И если в столице место под будущий вокзал нашлось быстро – это Знаменская площадь (ныне площадь Восстания) на Невском проспекте, то в Первопрестольной рассматривались два варианта – у Тверской Заставы и на Трубной площади.

Надо сказать, что в обоих случаях речь шла об уже застроенных и довольно плотно населенных районах города. И в конечном счете и тот и другой вариант отвергли из-за боязни возникновения пожара от огня и искр, вырывавшихся из топки паровоза, а также из-за производимого им «адского шума». Тогда и вспомнили о большом пустыре у Каланчевского поля.

В здании Екатерининского института благородных девиц в Москве после революции разместился Центральный дом Красной армии (ныне Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе)

А пустырь этот образовался так. На южной стороне площади, на месте современного Казанского вокзала, было болото, по которому протекал ручей. С востока границей площади был Красный пруд. На западном берегу пруда, на территории нынешних Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII века располагался Новый полевой артиллерийский двор – завод и склад пушек и снарядов. Этот двор с его строениями, многие из которых были деревянными, занимал около 20 гектаров. Но в Отечественную войну 1812 года он сгорел от взрыва находившихся там снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы. С того времени пустырь почти не застраивался. Так что места для вокзала было хоть отбавляй.

Тон предлагал поставить по северной границе Каланчевского поля протяженный фронт застройки, в центре которого находился бы сам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам – два здания со значительно более сдержанной отделкой (слева таможня, справа жилой дом). Строительство вокзалов в обоих городах началось в 1844 году практически одновременно, причем архитектор представил абсолютно идентичные проекты зданий для Москвы и Петербурга. Видимо, чтобы не обидеть жителей ни первой, ни второй столицы.

В результате взору императора открылась следующая картина: неприметное здание со строгим двухэтажным фасадом, «равномерно члененным расположенными в простенках между окнами приставными колонками, со знакомыми по Кремлевскому дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными – во втором». В центральной части здания – двухъярусная башенка с часами и флагштоком.

Вокзал в Москве был построен к 1849 году и стал называться, что вполне естественно, Петербургским. А железная дорога, получившая имя Петербургско-Московской, торжественно открылась 19 августа 1851 года.

После восшествия на престол в 1855 году император Александр II постановил впредь называть дорогу Николаевской – в честь главного организатора ее строительства. Соответственно, вокзал в Москве также стал Николаевским, что произошло в 1856-м.

Железная дорога Петербург – Москва в то время была самой длинной в мире двухпутной дорогой со сложнейшим техническим хозяйством. Николаевской дорога оставалась до 1924 года: только когда Петроград переименовали в Ленинград, вокзал стал Ленинградским, а дорога – Октябрьской. А вот Николаевский тупик сохранился!

Александр Васькин

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

СЫТИН П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959;

ВАСЬКИН А.А. Москва при Романовых. М., 2013.

 

Александр Васькин