Святой адмирал
24 Февраля 2020
Фёдор Ушаков — единственный российский военачальник, канонизированный Русской православной церковью. За какие заслуги канонизируют исторических деятелей такого масштаба и кто из них точно не может быть причислен к лику святых? Об этом в интервью «Историку» рассказал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьёв.
По словам отца Владимира, Фёдор Ушаков был уникальной фигурой — одновременно и выдающимся флотоводцем, и искренне верующим, праведным человеком. Последнее обстоятельство сыграло решающую роль в момент обсуждения вопроса о причислении адмирала к лику святых. Это произошло сравнительно недавно — в 2001 году. Тогда и появился в святцах ещё один святой — праведный воин Феодор Ушаков.
Уникальный случай
— Почему было принято решение о канонизации Ушакова?
— Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был праведным человеком. Он всегда поступал по своей христианской совести, всегда молился Господу. В конце своей жизни, когда был уже в отставке, он полностью посвятил себя Богу. В браке он не был, никаких внебрачных отношений у него никогда не было, он никогда не стремился к богатству, ни блестящей карьеры, ни почестей не искал — всё это в совокупности и дало основания для канонизации.
— Достаточно ли этого для прославления в лике святых?
— Не будем забывать, что он был ещё и настоящим героем, который свою жизнь, по существу, ежечасно готов был отдать за своё православное Отечество, а значит, и за православие в целом. Ведь Россия к тому времени давно уже была единственной в мире православной империей. Так что, укрепляя позиции Российской империи, он одновременно укреплял позиции православной церкви в мире. Думаю, он и сам именно так понимал смысл своего служения — не как агрессию в Средиземном море, а как борьбу за православие.
— Но вообще говоря, прославление полководца такого уровня, такого масштаба — это скорее уникальный случай. Вы с этим согласны?
— Абсолютно неординарное событие, уникальный случай. В Синодальной комиссии мы постоянно получаем письма, в которых нам задают вопрос о том, скоро ли прославят Суворова…
— И что вы отвечаете?
— Пока не находится достаточных оснований для этого.
— Почему?
— Потому что Александр Суворов — фигура более сложная. Такой удивительной однозначности, простоты и чистоты, которая была у адмирала Ушакова, у него всё-таки нет.
— Чего не хватает? Может быть, это позволит лучше понять мотивы канонизации Ушакова? Какие черты Суворова всё-таки вызывают сомнения? Это поведение бытовое, или это недостаточная крепость веры, или это ещё какие-то факторы?
— Александр Васильевич был очень верующим человеком. Он, безусловно, был настоящим христианином. В этом нет сомнений. И он тоже воевал и тоже за православную веру. Может быть, масштаб его деятельности был значительно больше, чем у Ушакова, и поэтому ему приходилось чаще бывать при царском дворе, а это обычно сильно сказывается на жизни человека и может на него отбрасывать какую-то тень. У него была семья, и эта семейная жизнь была очень драматической. Я не исключаю того, что Суворов был тоже близким к святости человеком. Но однозначно это утверждать пока не получается. Может быть, пройдёт время, выявятся ещё какие-то свидетельства, и что-то изменится. Но с Ушаковым получилось очень просто, потому что ничего, никаких противоречащих канонизации событий в его жизни не было. Праведный воин, и этим всё сказано.
— Негласный главный святой военно-морского флота…
— Естественно. Больше таких нет. И его почитание растёт. Строятся всё новые и новые храмы, часовни в его честь. Он действительно удивительный герой. Ни одного поражения не потерпел. И никогда не старался убивать ради того, чтобы побольше убить…
Типы святости
— Должны ли быть для прославления таких людей — светских всё-таки, не мучеников за веру — какие-то ещё подтверждения святости, в виде чудес например?
— Вообще в истории Церкви мы знаем два главных типа святости. Один тип святости связан с мученичеством за веру, и здесь для прославления в лике святых никогда не требовалось никаких чудес. Если человек отдал свою жизнь за веру в Бога, то это всегда признавалось достаточным для его прославления. Хотя очень часто случалось так, что именно от таких мучеников бывали и чудеса — от их мощей, по молитве к ним. И таких примеров очень много: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский… Но при прославлении не чудеса играли роль, а мученичество.
Святой праведный воин Феодор Ушаков. Икона храма Николая Чудотворца на крейсере «Аврора». Худ. А.Н. Усалёв. 2007 год
Второй тип святости — различные другие подвиги: это преподобные, святители, благоверные князья. В таких случаях, конечно, важнейшее значение при решении вопроса о канонизации имели чудеса как доказательные свидетельства самого Бога праведности и святости подвижника. Без этого прославление невозможно, требуются чудеса. Конечно, с благоверными князьями и святителями немного сложнее, но всё-таки тоже нужны чудеса.
Каких-то особых чудес в истории прославления Феодора Ушакова вроде бы мы не находим, кроме невероятной победоносности его военных действий. Так что и в этом смысле это достаточно уникальная ситуация.
— Но получается, чудеса необязательны в данном случае?
— Да. Потому что он хоть и не мученик, но во время битвы жертвовал своей жизнью. Он бросался в бой, где ему явно грозила смерть, никогда за чужими спинами не прятался, всегда был готов умереть за победу добра над злом, а он именно так понимал смысл войн, которые вёл.
— Вы сказали о том, что в Синодальную комиссию по канонизации часто обращаются по поводу Александра Васильевича Суворова. Есть ли ещё — извините за такой, может быть, светский термин — какой-то список людей, которых предлагают причислить к лику святых?
— Есть. Например, часто обращаются по поводу современного воина Евгения Родионова.
— Который погиб в Чечне?
— Да. И его имя обсуждается постоянно, но пока канонизация не проходит. Хотя его вполне можно было бы канонизировать.
— Потому что это как раз мученичество?
— Да, это мученичество за веру, при этом он ещё и воин. Трудность с канонизацией заключается в том, что документов, точно подтверждающих это мученичество, пока нет. Есть свидетельства, и очень яркие: известно, что его мать ездила в Чечню, нашла его тело, отрезанную голову, привезла сюда, погребла здесь, в Подмосковье. О том, что там случилось и привело Евгения к смерти, она узнала со слов убийцы, но никаких других свидетелей казни не было. Он рассказал, что, когда воин Евгений попал в плен к боевикам, те предложили ему снять крест и тем самым спасти свою жизнь, но он отказался это сделать, после чего ему отрезали голову. Эта версия некоторыми членами комиссии подвергается сомнению: может быть, он был умучен не за веру? Поэтому решение о канонизации пока не принимается.
— Но правильно ли я понимаю, что это не окончательный отказ?
Памятник адмиралу перед собором Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске
— Я думаю, что не окончательный. Дело в том, что есть ещё третий аргумент при канонизации — это народное почитание. А народное почитание в отношении Евгения Родионова очень большое. В его честь уже строят храмы, причём в России это делать нельзя, хотя и строят часовни тоже, а в Греции можно, и там есть храм в честь Евгения Родионова.
Кутузов, Жуков, Сталин
— Известны случаи достаточно позднего прославления исторических деятелей. Например, Дмитрий Донской и Андрей Рублёв были прославлены пять с половиной — шесть столетий после кончины, уже в наше время, в 1990 году. Почему такой долгий срок?
— Так часто бывает. Очень не скоро был прославлен, например, патриарх Гермоген — спустя 300 лет. И это не единственный случай, а довольно распространённый. Одна из причин в том, что синодальный период, длившийся с 1700 по 1917 год, был очень неблагоприятным временем для прославления святых. За весь синодальный период канонизаций святых было немного. В итоге, как мне кажется, церковное священноначалие и народ просто отвыкли от самой постановки вопроса о канонизации.
— Почему так?
— Не считали даже нужным. Рассуждали так: «А зачем? И так много святых прославлено, зачем ещё кого-то прославлять?» Всё-таки нужно помнить, что императорская власть была у нас с достаточно сильным немецким компонентом в менталитете, а в лютеранстве святых не почитают. Патриарха не было, а Святейший синод весьма сильно зависел от императора.
— А потом был советский период: тогда Церкви было не до канонизаций…
— Совершенно верно. Так что около 300 лет можно вычесть из истории канонизации русских святых. И тогда сразу всё делается понятным.
Русский герой — Евгений Родионов. Худ. М.В. Фаюстов. 2009–2010 годы
К тому же каких-то чудес в отношении Дмитрия Донского, конечно, не было зарегистрировано. Сказать, что он умер за веру, нельзя: он был ранен во время Куликовской битвы, но остался жив. Что он в конце жизни был аскетом и подвижником, как, например, Ушаков после выхода в отставку, — такого нам тоже неизвестно.
В честь великих российских полководцев названы современные награды России, но лишь Фёдор Ушаков удостоился ещё и причисления к лику святых. На фото: орден Ушакова, орден Суворова, орден Кутузова, орден Жукова
Почему о нём вспомнили? В конце XX века Русской церкви нужно было как-то выходить из того периода гонений, который продолжался 70 лет, и нужно было искать какие-то мосты с советской властью. Дмитрий Донской как раз тот государственный деятель, который спас Русь от нашествия Мамая, при этом он сам сражался с мечом в руках на поле брани, был ранен. Это был подвиг за веру и за Русь православную. И этот подвиг был признан в том числе и Советским государством…
Так что и внутриполитическая ситуация располагала к такому шагу. Впрочем, такое было в истории Церкви и раньше. Потому что наивно думать, что святыми являются только те, кто у нас в календаре напечатан. Это же не так. Только один Бог знает, кто святой, а кто не святой. А люди могут ошибаться. Дело не в том, что Церковь кого-то назначает святым, а кого-то не назначает. Если мы видим эту святость воочию, мы прославляем святого, и это бывает на пользу всем.
Так, например, было со святым Серафимом Саровским. При этом инициатива прославления, как вы знаете, принадлежала царю, а не Синоду. Синод как раз всячески тормозил процесс канонизации. Непонятно теперь даже почему, но так к тому времени сложились взгляды синодалов. А народу всё было очевидно: к этому времени уже множество чудес было явлено.
— Задам вам совсем наивный вопрос — вы уж меня простите! Но есть ведь ещё великие воины Русской земли — фельдмаршал Михаил Кутузов, маршал Георгий Жуков. Каждый из них в своё время спас страну от завоевателей. Жуков, правда, партийный билет носил в кармане. Может хотя бы гипотетически сложиться ситуация, когда люди такого масштаба и таких качеств будут прославлены в лике святых, или же всё-таки нет?
— Гипотетически многое возможно. Но думаю, вряд ли это произойдёт.
— Партбилет препятствует всё-таки?
— Конечно. Про Жукова даже нельзя сказать, был ли он верующим. И сама его жизнь совершенно не подходит под критерии православной жизни. И то, что он был полководцем и внёс большой вклад в победу над гитлеровцами, ещё не повод для канонизации. В отношении Кутузова есть вопросы, скажем мягко, к его семейной жизни, к его моральному облику, что тоже идёт вразрез с представлениями о праведности…
— Но при этом есть то ли секта, то ли какое-то течение в Церкви, которое даже Сталина пытается прославлять?
— Нельзя сказать, что это в Церкви. Может быть, какие-то отдельные церковные, но наивные люди так думают, но чтобы течение — я такого не знаю. Сталин был настолько из ряда вон выходящим тираном, деспотом и гонителем Церкви, что непонятно, как можно так прельститься, чтобы сделать из него святого. Я знаю отдельных людей и даже священников, которые распространяют слухи, что будто бы он принял монашество перед войной, что он тайно покровительствовал Церкви и так далее, но это не выдерживает никакой критики.
— Но есть люди, которые, я понимаю, даже создают нечто подобное иконам с изображением Сталина.
— В наше время неадекватных людей, как теперь говорят, очень много. Это какая-то самодеятельная инициатива, к Церкви не имеющая никакого отношения.
Беседовал Владимир Рудаков
Фото: FINE ART IMAGES / LEGION-MEDIA, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA
Беседовал Владимир Рудаков