Год князя владимира. попытка осмысления
14 Июля 2015
2015 год в России стал годом князя Владимира. Время осмыслить наследие Равноапостольного правителя Руси. На наши вопросы отвечает автор книг, посвящённых судьбе Владимира Святого — Александр Орлов
— Александр, вы написали книгу для дополнительного чтения по истории, которая предназначена для школьников и студентов первых курсов гуманитарных вузов. Каковы сейчас требования к знаниям учеников о Древней Руси, её князьях, о Владимире Крестителе?
— Требования всегда едины во все времена и во всех образовательных учреждениях: это заинтересованность, которая порождает знания. В период с IX по XV век в истории нашего государства существует несколько значимых деятелей, которых современный человек должен знать. И в первую очередь это креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, а далее – книжник-просветитель святой благоверный князь Ярослав Мудрый, остановивший западную экспансию победами на реке Неве и Чудском озере святой великий благоверный князь Александр Невский, отстоявший православие и воскресивший дух народа в битвах на реке Воже и Куликовом поле святой благоверный князь Дмитрий Донской…
Но отсчёт побед православной цивилизации начался с момента Крещения Руси. Величайшим событием в истории России является принятие христианства как государственной религии в 988 году, во времена правления святого равноапостольного князя Владимира. Это событие укрепило государственную власть и территориальное единство. Государство с момента крещения становилось неделимым и представляло собой целостную, стремительно развивающуюся структуру, вышло на международную арену и вступило в эпоху равных взаимоотношений со всеми христианскими странами, политические, экономические и культурные связи с которыми теперь значительно расширялись. Принятие христианства сыграло стержневую роль в развитии русской национальной культуры, впитавшей в себя всё лучшее из культуры византийской.
— Как, по-вашему, получилось, что среди русских властителей, — если уж речь зашла о Рюриковичах, то они особенно показательны, — такое множество святых, даже женщин: княгиня Ольга, Евфросиния Полоцкая?
— Вы слишком сузили круг достойных женщин, указав только на причисленных Русской православной церковью к лику святых. Хотя родоначальницей истории русских женщин действительно выступила бабка крестителя Руси святая равноапостольная княгиня Ольга, которая провела первую государственную реформу в Древнерусском государстве, учредив уроки и погосты. Однако после неё история на мгновение выдвинула Малушу, мать Владимира, которая была высокородна, ведь, по одной из версий, она происходила из Любеча, столицы радимичей, и являлась дочерью знатного человека. Именно поэтому она и ведала всем обширным хозяйством великокняжеского семейства. Затем следует назвать жён святого Владимира Рогнеду и Анну Византийскую, а впоследствии я бы выделил двух его дочерей. Предславу, угодившую навеки в наложницы к польскому королю Болеславу I Храброму, которая принимала активное участие в междоусобной войне сыновей Владимира на стороне брата Ярослава, и Марию Добронегу, вышедшую замуж за польского князя Казимира Восстановителя. Если мы продолжим, то увидим, что внучки Владимировы стали заметными фигурами в западноевропейской истории. Например, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I, Елизавета — за норвежского принца Харольда Сурового, Анастасия — за венгерского короля Андраша I… Список можно продолжать и продолжать, но это уже отдельная тема…
Возвращаясь к вопросу канонизации представителей династии Рюриковичей, следует отметить, что после Крещения Руси православное образование стало необходимостью, в особенности в княжеских и боярских семьях. Ведь сызмальства чтение Евангелия, Псалтыри, Ветхого Завета и последующей литературы воспитывало духовно, в страхе Божием, и дальнейшая жизнь была предана в руце Божие. И в этом нет ничего удивительного. Обыкновенное чудо!
— В своей книге вы упоминаете версию о том, что во время двухлетнего пребывания в Скандинавии юный Владимир Святославич «два года проводил в походах свирепых норманнов, появление которых наводило ужас на страны Европейского континента». Эта версия представляется вам правдоподобной?
— Сложно себе представить, что Владимир, лишённый по обычаям того времени материнской опеки в трёхлетнем возрасте и воспитанный опытным воеводой и кровным дядей Добрыней, во время побега из Новгорода, жаждущий отмщения и власти, занимался рукоделием. Он находился в суровой Скандинавии, на земле своих предков норманнов, окружённый викингами, и желал завоевать их признание для будущих совместных действий, и обязан был проявить себя. Влияние этого принудительного и позорного бегства сразу сказалось на ходе истории. По возвращении в Новгород осмелевший Владимир выдворил посадников Ярополка с устрашающими словами: «Идите к брату моему и скажите ему: “Владимир идёт на тебя, готовься с ним биться!”». Собираясь выступить против старшего брата, Владимир подготовил хорошо вооружённое и обученное войско, в которое помимо варягов входили воины из племенных союзов восточных славян: ильменские словене и кривичи, а также воины финно-угорских племён: чудь, весь, меря, водь. Он покорил и присоединил столицу кривичей-полочан Полоцк, убил правящего в нём князя Рогволда, силой взял его дочь Рогнеду, захватил столицу дреговичей Туров и одержал решительную победу над дружинами Ярополка возле Любеча, впоследствии, воспользовавшись варяжскими наёмниками и предательством воеводы Блуда, организовал убийство Ярополка. Всё это братоубийственное игрище научило Владимира держать ухо востро с представителями европейских народов, и это вполне оправданно. Разве, вглядываясь сквозь историю в текущие геополитические реалии, мы в силах это отрицать?
"Крещение Ольги", миниатюра из Радзивилловской летописи
— Может ли фундаментальное образование в эпоху постмодерна помочь прекратить делёж истории, в том числе наследия князя Владимира, прервать создание нелепых, но действенных мифов?
— Наука побеждает и развенчивает выдумки с невообразимой лёгкостью, только надо понимать, откуда приходят мифы, кто является их корыстолюбивым распространителем, а кто — идеологическим заказчиком. Мы живём во время информационного бума, во время назойливых попыток мотивированных деятелей исказить историю нашего Отечества и мировую историю в целом. После распада Советского государства на смену профессионалам высочайшего уровня, влюблённым в страну и в своё дело, пришло огромное количество версификаторов, основополагающей задачей которых является изменение воззрения современного общества на всё окружающее и историю в частности. Трудами этих деятелей изобилуют книжные полки магазинов всей России. Размах их суждений велик: он измеряется как мелким либерализмом, так и глобальной русофобией. В таких условиях сегодня выживает наука история.
— Парадокс: о князе Владимире, фигуре огромного для нашей страны значения, написано сравнительно мало. Один роман, остальное — научные работы и так называемая профессорская публицистика. Почему вы не взялись за написание художественного произведения? Всё же вы писатель, с прозой обращаться умеете. Почему ваша книга носит условно-прикладной характер, обращена к учащейся молодёжи?
— Причина, по которой я не взялся за написание художественного произведения, одна — желание доходчиво рассказать юному читателю об истории нашего государства. Ведь история в школах России преподаётся слабо, история Древней Руси и вовсе проблематична для преподавателей, для школьников тем более. Поэтому мы обязаны работать для блага будущих поколений, а жизнеописание святого Владимира является чудотворным примером для людей всех возрастов и всех поколений. Ведь в начале своего правления яростный язычник, впервые установивший единый пантеон языческого многобожия, верховный жрец Руси, великий князь Владимир прибывал в страшнейшем прелюбодеянии, имел множество наложниц и с презрением относился к святости брачных уз, но и в нём, в разбойнике и насильнике, возгорелась искра христианства, и всё последующее своё земное пребывание явилось для Владимира временем раскаяния и искупления. Пример этого чуда в высшей степени поучителен и показательно прославлен по своей значимости. А ведь тысячу лет назад христианская вера распространялась по всей Руси, возводились всё новые и новые храмы, в них обретали опыт богослужения молодые священники, которые были воспитаны в школах, созданных постником Владимиром. В столице христианского государства Киеве насчитывалось более четырёхсот церквей. Слава о правителе Киевской Руси, просветителе язычников, разнеслась во все концы света. Древние арабские, византийские, немецкие и скандинавские летописи рассказывали о нём. На этом примере святого и равноапостольного князя Владимира, прозванного в народе Красное Солнышко, мы познаём, как горька тьма и как сладок свет. Поэтому именно в ребёнке, а впоследствии и в подростке мы обязаны пробудить тончайшее стремление к приобретению духовного опыта, да так, чтобы нежное и впечатлительное сердце воспринимало свет и, вооружившись им, отторгало тьму. Дыхание прошлого ощущается повсюду: в природе, искусстве, оно способно оборонять и обучать. Оно воспитывает будущего победителя. Оно учит состраданию и любви, оно инстинктивно и дарует знания о жизни предков, истории своего народа, его месте в истории мировой цивилизации, оно воспитывает подлинного гражданина, знающего и целеустремлённого.
Святые благоверные князья Борис и Глеб и святой равноапостольный князь Владимир. Двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора
— Что бы вы могли ответить тем, кто говорит: идея отметить день кончины, смерти, святого равноапостольного князя Владимира, во святом крещении Василия, в современных условиях дело исключительно политическое?
— Я верю Николаю Васильевичу Гоголю, который утверждал, что в России две беды: дороги и дураки. Это незавидное постоянство, которое сопровождает нас и сейчас не утомляет, а вызывает сожаление, но в этой реальности приходится жить и работать. Однако следует понимать, что день блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира — значимый день для православной цивилизации. Это понятие вмещает в себя многие аспекты, в том числе и политический, хотя он и не является основополагающим. Такое суждение не просто политизировано, оно направлено на дискуссию, которая способна вызвать внутриславянское противостояние.
Если преломить угол воззрения, то мы увидим, что тысячу лет назад альтернативное политическое видение очевидного успешно пытались навязать русской государственности и польский король Болеслав I Храбрый, выдавший свою дочь за Святополка Окаянного, сына Владимира и Ярополка одновременно, и духовный наставник убийцы Бориса, Глеба и Святослава немецкий епископ Рейнберн. Этот европейский тандем немало потрудился над разрушением выстроенного крестителем Руси монументального здания русской государственности. Только оно выстояло, ведь создатель его приравнен к апостолам.
Вопросы задавал Сергей Шулаков
В материале использованы иллюстрации Натальи Леоновой из книги А. Орлова "Креститель Руси" (Издательство Московской Патриархии, 2015)
Александр Орлов