Таинственная усадьба человека-легенды
28 Июля 2015
В истории нашей страны немало удивительных личностей, жизнь которых нам кажется похожей на сказку. Более того, их реальные судьбы обросли легендами и мифами, и теперь уже порой не разобрать, где вымысел, а где правда. Таким человеком, бесспорно, был Абрам Петрович Ганнибал, тот самый «арап Петра Великого» и прадед Александра Сергеевича Пушкина. Его имение в селении Суйда недалеко от Гатчины, под Петербургом, тоже покрыто флёром тайны. Но обо всём по порядку.
Про Ганнибала
Суйду Ганнибал купил будучи немолодым — ему было уже 63 года. Там он планировал встретить старость. До Ганнибала имением с близлежащими сёлами и деревнями владели Апраксины — граф П.А. Апраксин получил его в своё время в дар от Петра I.
Абрам Петрович Ганнибал
Ганнибал к моменту приобретения Суйды успел повидать многое. Его жизнь похожа на приключенческий роман. Сын камерунского князя, мальчик по имени Ибрагим, он попал в плен к туркам — рабом в султанский дворец. Там-то его и увидел сербский дворянин на русской службе Савва Рагузинский. Он выкупил мальчонку вместе с ещё двумя негритятами и привёз их Петру. Царю больше всего приглянулся восьмилетний Ибрагим. Он крестил его (нарёк Петром, но это имя не понравилось ребёнку, и самодержец великодушно позволил ему называть себя Абрамом Петровым), дал ему отличное образование. А когда молодому человеку исполнилось 22 года, отправил его для продолжения учёбы за границу. Военное дело Абрам постигал во Франции, где и приклеилось к нему прозвище Ганнибал. Там юноша начал было делать неплохую военную карьеру, однако оставаться в Европе не пожелал — предпочёл вернуться в Россию. Но после смерти Петра I его судьба сделала крутой поворот: в результате дворцовых интриг Абрам Петрович оказался в ссылке в Сибири.
По возвращении оттуда бывший адъютант Петра женился на гречанке, дочери галерного офицера. Однако семейная жизнь не сложилась: в браке родилась абсолютно белокожая дочь. Ревнивый Ганнибал заподозрил жену в измене. Бракоразводный процесс длился не один десяток лет, Абрам Петрович отправил супругу в монастырь. Правда, дочь его ни в чём не нуждалась, хотя с отцом почти никогда не общалась. Сам же Ганнибал тогда поселился в Эстляндии, где женился вторично, но, когда началась война со Швецией, счёл своим долгом вернуться на военную службу. Потом — целый калейдоскоп назначений и событий. На его попечении была Ревельская крепость, Ганнибал представлял Россию во время переговоров со Швецией, а после стал генерал-майором от фортификации, инспектировал инженерное дело в учебных заведениях, возводил укрепления в Петербурге, Кронштадте, Риге и в Западной Сибири. Затем получил ещё одно назначение — на пост губернатора Выборга, позднее стал главным военным инженером страны… Таких «затем» было немало, наконец, 61-летнему генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу поручили проведение работ на Ладожском канале. Вот тогда-то он и присмотрел себе мызу Суйду.
Иван Абрамович Ганнибал
Про Лукоморье
Суйда (иногда Сюйда) упоминается ещё в писцовых книгах 1500 года. Известно, что в этих местах был женский монастырь, сожжённый в 1612 году.
Абрам Петрович, приобретя имение, занялся его обустройством с рвением, присущим только человеку, давно мечтавшему о собственном участке земли. Он словно сбежал туда ото всех дел государственной важности и «начал вторично, как мудрец, деревенскую жизнь в тишине и покое», как очень точно отмечалось в одной из его биографий.
Музей-усадьба Ганнибалов
Мызу Ганнибал получил уже с построенным там господским домом, регулярным парком и прудом. Об этом водоёме стоит рассказать отдельно. Говорят, что его копали по приказу бывшего владельца — Апраксина — шведские пленные, и по форме он напоминает лук, направленный в сторону Швеции. Вполне возможно, что сказочное пушкинское Лукоморье находилось именно здесь, в Суйде, ведь из этих краёв родом была его няня — Арина Родионовна, здесь родилась и вышла замуж мать поэта. Известно, что семья Пушкиных переехала в Москву незадолго до рождения Саши. И ещё о Лукоморье. Между прочим, именно в Суйде рос древний могучий дуб. Десятки раз попадала в него молния, но свалить не смогла. Уничтожил дерево человек — в конце ХХ века один из местных подростков решил развести в его дупле костёр…
Про каменный диван и картошку с персиками
Однако вернёмся к той поре, когда здесь поселился Ганнибал. Изображений или чертежей барского дома не сохранилось. До нас дошло только скупое описание, что, мол, он был «деревянный, на каменном фундаменте, с мезонином, крыт лучиной». Что же касается территории, то первым делом Абрам Петрович облагородил парк во вкусе той эпохи: устроил в нём новые аллеи, каналы, беседки, мостики и гроты и даже, похоже, фонтан и солнечные часы. По распоряжению нового хозяина на реке поставили каменную мельницу, а в парке — каменный же диван. Местные умельцы вырубили его из древнего валуна, оставшегося с эпохи таяния ледников.
Увлёкся Ганнибал и сельским хозяйством: он был одним из первых, кто стал активно популяризировать картофель. Кроме того, разбил парники и оранжереи, в которых выращивал абрикосы, персики и лимоны. Интересно, что аграрные традиции Суйда сохранила и после революции. Уже в советское время там действовала селекционная станция, госхоз «Белогорка», занимавшаяся селекцией картофеля. В 80-е годы прошлого века на сельскохозяйственных полях Суйды во время прокладки дренажа рабочие неожиданно наткнулись на водоотводную систему, сооружённую ещё в эпоху Ганнибала!
Воскресенская церковь и утраты
Кроме своей усадьбы Абрам Петрович заботился и о Воскресенском храме при имении. Он был очень верующим человеком, часто ходил на службы и подарил церкви несколько духовных книг. Со временем, уже во второй половине XIX века, село Воскресенское стало одним из крупнейших во всём уезде (согласно статистическим данным, в нём было почти 500 жителей!). Да и места здесь красивые. Есть сведения, что в Воскресенской церкви бывали и художник Илья Репин, и оперный певец Фёдор Шаляпин, а в окрестностях Суйды располагалась дача великого князя Михаила Романова — брата последнего российского царя.
Что же касается главного усадебного дома Ганнибала, то он сгорел в 1897 году. Храм тоже погиб в огне — уже в середине XX века, осталась стоять только звонница. Восстановлением церкви занялись лишь в 90-е годы.
Не сохранилось и старое кладбище, на котором был похоронен Абрам Петрович Ганнибал. Известно лишь предполагаемое место его захоронения, отмеченное в наши дни каменной плитой.
А что сохранилось?
Несколько лет назад, во время работ по прокладке газопровода в Суйде, рабочие обнаружили фундамент дома Абрама Петровича с множеством интересных находок. Все они пополнили коллекцию музея Суйды. Она размещается в гостевом флигеле, сохранившемся от эпохи Ганнибала. Среди экспонатов — книги из богатейшей библиотеки прадеда А.С. Пушкина, глиняные трубки, табакерки, серебряная ложечка, подаренная Ганнибалом своему внуку — двоюродному дяде поэта, ядро, дорожный колокольчик, фрагменты фарфоровой посуды, голландские печные изразцы… Есть там и земля с родины Абрама Петровича, привезённая в усадьбу камерунцами. Но гордостью выставки является старинное кружевное полотенце с вышитыми инициалами «А.С.» Говорят, оно принадлежало самому Пушкину.
А ещё в усадьбе регулярно проходят пушкинские праздники, на которые обязательно собираются и потомки Абрама Петровича. Всего их насчитывается 800 человек — Ганнибал был известным в Суйде ловеласом. Правда, никто из них не сохранил фамилию легендарного предка.
*В шапке: фото Юрия Белинского / ТАСС
Елена Панина