«куклы для мальчиков»
05 Января 2016
У массовых отечественных солдатиков довольно короткая история, около ста лет — до революции отечественных производств практически не было. Солдатиков в те времена отечественные кустари создавали из дерева, а оловянных поставляли из-за границы (Германии и Австро-Венгрии), они были доступны только знати. Выпускали бумажных, с которыми, как нам доподлинно известно, играл даже маленький Володя Ульянов...
Хотя во всех этих солдатиках не существовало идеи, они были «куклами для мальчиков». Враг выглядел нейтрально — такая же фигурка, просто мундир другого цвета.
При Советской власти в первых же кустарных солдатиках проявились идеологические мотивы. Изображался враг, он был узнаваем, изображался достаточно жёстко — например, колчаковский офицер, расстреливающий крестьян, или карикатурно — в виде пузатого буржуя в цилиндре.
Это были поделки кустарей и маленьких частных артелей, государство занималось сначала преодолением разрухи, а затем индустриализацией страны — было не до игрушек, в частности, не до солдатиков.
Однако в середине 1930-х годов солдатики стали делом воистину государственным. Политическое руководство в полной мере оценило роль игрушки в воспитании не просто советского человека, но патриота, будущего защитника Родины.
Проблемы выпуска отечественных солдатиков освещались не только в профильном журнале «Игрушка», об этом писали даже «Известия» ЦИК СССР.
В журнале «Игрушка» состав авторов был не просто «звёздный»! Кроме всесоюзно известных героев, таких как Валерий Чкалов и Марина Раскова, авторами статей про солдатиков и военную игрушку выступали маршалы Будённый и Ворошилов, а уж статьи полковников и майоров публиковались из номера в номер.
Примечательно, что авторы уделяли огромное значение не только выпуску военной игрушки, а предъявляли требования к ней как к практическому пособию, преподающему, к примеру, основы действий артиллерийского расчёта.
Военные критиковали солдатиков с точки зрения достоверности изображения служебных обязанностей солдата, обращали внимание на самые мелкие, незначительные детали, такие, как лишняя палочка у большого полкового барабана, торопили производственников.
С конца 1930-х годов солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького начали выпускать миллионными тиражами. Всё это внимание к выпуску массовых солдатиков было не напрасно — они оказались одним из кирпичиков нашей Победы.
Когда грянула война, юные солдаты и лейтенанты, воображавшие себя героями в мальчишеских играх, стали храбрыми воинами, настоящими патриотами, несгибаемыми защитниками своего социалистического Отечества...
Солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького. Конец 1930-х годов
Именно она — советская молодёжь, воспитанная на книгах Гайдара, игравшая в детстве идеологически выверенными солдатиками, вынесла на своих юных плечах тяжесть войны и заплатила за Победу своими жизнями.
Поисковики часто «поднимают» из окопов, из истлевших гимнастёрок и шинелей старых, окислившихся алюминиевых солдатиков 1930-х годов — многие бойцы и командиры брали их с собой на память. Возможно, эту традицию они почерпнули из книги Гайдара «Комендант Снежной крепости», где мальчик отдал солдатика красноармейцу, уходившему на Советско-финскую войну, кто-то брал на память о своих детях...
Советские довоенные солдатики полностью выполнили своё предназначение и ушли в Историю. После войны, когда страна вставала из руин, залечивала раны и строила новую жизнь, производство солдатиков не подвергалось жёсткому идеологическому контролю — для военно-патриотического воспитания имелось достаточно примеров. Они окружали детей дома, на улице, в школе.
Солдатики, оставаясь непременными участниками мальчишеских игр, были, как правило, повторами своих славных довоенных предшественников.
Набор «Конники 1812 года». 1970–1980-е годы
К началу1960-х годов стала формироваться тенденция, отражённая в протоколах заседаний худсоветов по утверждению игрушек, что советским детям не нужны автоматы, танки и солдатики, их воспитание должно происходить исключительно в миролюбивом духе...
К счастью, эта тенденция продолжалась очень недолго, и период нахождения у власти Леонида Ильича Брежнева, который несправедливо всё ещё иногда называют «застоем», стал воистину «золотым веком» советских солдатиков.
Было выпущено более двадцати различных наборов на разные периоды не только советской, но и русской истории:
«Русские воины», «Ледовое побоище», «Слава русскому оружию», «Конница 1812 года», «Красная конница», «Чапаевцы», «Матросы Октября», «Солдаты революции», «Наша армия» и т.д. В целом в период с середины 1960-х по середину 1980-х с конвейера сошло больше видов и тиражей солдатиков, чем за всю предыдущую советскую историю, да и за всю историю нашей страны...
В середине 1980-х, в годы «перестройки», когда с возникновением кооперативов появилась возможность выпуска солдатиков без участия государства, несколько энтузиастов-солдатистов попыталось начать выпуски новых наборов, но этому помешало отсутствие у них предпринимательского опыта. Осуществлялось копирование западных наборов 1970–1980-х годов, а государственные предприятия продолжали выпускать свои старые разработки.
В это же время против советской военной игрушки началась настоящая война, возглавленная главным редактором журнала «Огонёк» — недоброй памяти — Виталием Коротичем. Он придумал «День уничтожения военной игрушки».
Обложка журнала «Огонёк». 1990 год
Его инициативу, к сожалению, подхватил журнал «Мурзилка». Было объявлено соревнование среди детей — кто сдаст больше советских военных игрушек для их последующего уничтожения. Эта вакханалия происходила на фоне потери Советским Союзом своих позиций как мировой державы, что окончилось распадом великой страны.
После этого за «воспитание» подрастающего поколения взялись китайские и американские производители. Первые наводнили страну дешёвыми пластмассовыми вояками, изображающими американскую армию, вторые начали внедрять культ всевозможной чертовщины — человеков-пауков и всякой фантастической нечисти, которая пустила корни и остаётся на прилавках магазинов и поныне.
К сожалению, этому соблазну поддались и некоторые отечественные производители. Так, одна из фирм наряду со всевозможными «киберпанк-амазонками», «пещерными троллями», ниндзями и самураями выпустила совершенно вопиющий набор «Стрелка — Перестрелка».
Героями этой, с позволения сказать, игрушки были чудовищные фигурки, изображающие бандитов и таких же звероподобных милиционеров.
Чему могли научить подобные солдатики? Кого воспитать? В 2004 году, когда неожиданно для себя я начал заниматься выпуском игрушечных солдатиков, все эти мысли мне в голову не приходили, да и не могли прийти. Мне всего лишь хотелось делать нормальных игрушечных солдатиков, которыми я играл в детстве, хотелось сделать такие фигуры, каких мне тогда не хватало, о которых я мечтал.
Никакие сверхзадачи передо мной не стояли. Но год от года, всё глубже погружаясь в предмет, я стал понимать, насколько важны солдатики для ребёнка, для его воспитания настоящим патриотом, мужчиной, готовым защитить себя, свою семью, свою страну.
«Ура!». Рота Почётного караула. 2009 год
Сначала наша компания занималась лишь историческими темами, не раскрытыми до конца нашими советскими предшественниками, совершенно не касаясь реалий современной армии и тем более событий новейшей истории.
Но сама жизнь заставила нас обратиться к теме современных военных конфликтов — слишком принципиально, слишком бескомпромиссно противостояние России сегодняшним вызовам, и мы должны отражать его, чтобы дети имели перед глазами чёткие ориентиры, могли отличить добро ото зла.
«Героями» новейшей истории России до недавнего времени были бандиты и проститутки, презирающие труд дети олигархов и воров, деятели поп-культуры самого низкого пошиба...
«Ура!». Ледовое побоище. 2013 год
Поэтому, когда в 2014 году мы увидели настоящих героев — «вежливых людей», ополченцев Новороссии, взявших в руки оружие для защиты своей земли от неофашистов, это потребовало немедленного воплощения.
Ещё больше удивила реакция покупателей на этих солдатиков. Эти фигуры стали необходимы тем, кто никогда раньше не покупал солдатиков ни своим детям, ни тем более себе. Таким образом, люди отождествляли себя с современными событиями, хотели каким-то образом быть сопричастными настоящим героям нашего времени.
Теперь мы видим нашу задачу не просто максимально полно отразить в солдатиках историю военной славы России, но и отдать дань нынешним событиям, показать не только посмертную, но и прижизненную славу настоящих героев.
«Ура!». «Спасибо, что я больше не кiт». 2014 год
Сейчас государство не уделяет должного внимания такому мощному воспитательному средству, как солдатики и военная игрушка, хотя ещё в 2011-м, на заседании Книжной палаты, в своём выступлении президент России Владимир Путин с горечью сказал: «У нас даже солдатиков не выпускают»...
«Ура!». Солдатики Новороссии. 2014 год
Время от времени эту тему поднимают Дмитрий Рогозин, Владимир Жириновский, который предложил наладить выпуск ванек-встанек как символа русского солдата... К сожалению, дальше благих пожеланий о выпуске военной игрушки дело не шло. Но, по моему глубокому убеждению, никто из граждан России не должен ждать помощи от государства, а помогать ему сам. По-моему, это наш долг.
Являясь гражданами великой страны, мы должны нести тяготы и трудности этого бремени наравне с ней — так было в России во все времена, так и будет. Надо не причитать, а работать. Идёт битва за умы и души, битва за историю, которую беззастенчиво пытаются исказить в свою пользу сторонники однополярного мира и их прислужники.
«Ура!». Штурм Кёнигсберга. 2015 год
Наша задача — материализация нашего прошлого, воплощение образов наших героических предков и современников в металле, для того чтобы нынешние и будущие поколения гордились своей Родиной и всегда были готовы встать на её защиту.
Тимур ЗАМИЛОВ
Тимур Замилов