Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Две империи: от войн к миру

18 Апреля 2023

Российско-османские отношения XVIII века — это не только череда войн и дипломатических конфликтов, но и время налаживания торгово-экономических связей между двумя евразийскими державами. Во многом благодаря развитию черноморской торговли Россия смогла вдохнуть жизнь в Новороссию и Крым, обретённые силой русского оружия и дипломатии.

В 1753 году стал актуален вопрос открытия в Стамбуле русской торговой компании, о чём ходатайствовал перед Сенатом российский поверенный Алексей Обресков. Спустя год турецким подданным было позволено приезжать на ярмарку при крепости Святой Елизаветы в Новороссийской губернии. А в 1755 году Правительствующий сенат разрешил российским купцам объединиться в торговую компанию для отпуска из Темерниковского порта следующих товаров: парусных полотен, фабричных товаров, канатов, верёвок, икры, рыбы, холста, хряща, крашенины, пестряди, юфти.

Существенный импульс развитию российско-турецкой торговли придало заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году, которым не просто закреплялись территориальные приобретения России, но и утверждалось право свободного плавания русских судов во всех турецких водах, возможность строительства верфей на Чёрном море. Для стимулирования русско-турецкой торговли по указанию Екатерины II в 1775 году разработали новый таможенный тариф. Предусматривалось «снижение пошлин на все турецкие ("левантинские и греческие") товары, привозимые к портам Черного моря, а также отсюда вывозимые русские товары на 25% по сравнению с тарифом 1766 года, оставляя все европейские товары с прежней пошлиной». Затем были подтверждены льготы и привилегии для товаров, поступавших из Молдавского княжества, Валахии и других мест Европейской Турции. Стимулировался вывоз русских товаров в эти области. Первая партия железа и пшеницы была доставлена из Керчи в Стамбул осенью 1775 года за казённый счёт.

Условия мирного договора позволили России открыть в Османской империи специальную торговую контору для сбора коммерческой информации в европейских владениях Порты. Однако турецкие власти чинили препятствия этому учреждению, поскольку усматривали в его деятельности попытки расширить российское влияние на христианское население османских Балкан.

 

Правовые основы российско-турецких торговых отношений получили развитие в Айналы-Кавакской конвенции 1779 года

 

В этом документе определялся тоннаж русских торговых судов, уточнялись правила набора экипажей для русских судов из подданных султана (преимущественно греков и болгар). В развитие конвенции по инициативе России были предприняты меры для улучшения почтового сообщения, налажен новый торговый путь через Бендеры, Яссы, Бухарест; в Керчи, Херсоне, позднее в других городах учреждались банковские конторы специально для торговли с Европейской Турцией.

В июне 1783 года в разгар дипломатической борьбы за мирное разрешение русско-турецких противоречий, вызванных присоединением Крыма, между Петербургом и Стамбулом был заключён специальный Торговый трактат. С дополнениями и изменениями он действовал до сер. XIX века. Торговый договор разрабатывался под руководством фактического главы внешней политики России на черноморском направлении — светлейшего князя Григория Потёмкина. Перед российской дипломатией ставилась задача связать Порту с Россией взаимной выгодой, что удержало бы её от нового военного конфликта. После подписания документа российский посол в Турции Яков Булгаков сообщал в Петербург по этому поводу: «До подписания почитался он невозможным… Подписание трактата произвело здесь всеобщую радость. Скорая размена ратификаций может еще больше послужить для желаемого дел оборота».

Переписка Потёмкина с императрицей, а также с послом в Стамбуле свидетельствует о том, что на основе этого дипломатического успеха прорабатывался вопрос о заключении межгосударственного соглашения, гарантировавшего  владения обеих держав. Для проведения соответствующих переговоров даже обсуждалась целесообразность официального визита светлейшего князя в столицу Османской империи летом 1784 года.

Торговый договор сохранял прежнюю 25-процентную скидку к пошлине на товары, определял правовой статус российских и турецких купцов, а также консулов и иных дипломатов, закреплял порядок прохода торговых кораблей под российским флагом из Чёрного моря через проливы, детализировал другие вопросы двусторонних торгово-экономических отношений.

 

Укреплению торгово-экономических позиций России на османских рынках способствовал Ясский мирный договор, ставший итогом блистательных русских побед в войне 1787–1791 годов

 

В трактате отмечалось, что «торговля есть сущий залог и самый крепкий узел взаимнаго добраго согласия». Порта брала под свою защиту российских купцов, а также их суда и товары от нападений алжирских, тунисских и триполитанских пиратов, обязалась компенсировать ущерб, причинённый действиями корсаров в своих территориальных водах.

Не следует преуменьшать огромные трудности, с которыми сталкивалась российская торговля пусть и на фоне этих дипломатических соглашений. На турецких рынках возрастала конкуренция со стороны товаров европейских держав, османское правительство допускало частые нарушения межгосударственных договоров. По словам российского агента в Смирне Петра Ферье, временные правила, ограничения и сборы могли стать в Турции обязательными и постоянными, даже если противоречили международным договорённостям. Не располагая собственным торговым флотом, Россия была вынуждена нанимать суда, плававшие в Чёрном море под османским флагом, но принадлежавшие преимущественно греческим владельцам. Транспортировка российских товаров на иностранных судах приводила к их существенному удорожанию на международном рынке. Торговать в турецких владениях и вблизи них являлось делом крайне небезопасным. Большой резонанс в 1777 году имело убийство русских промышленников, доставлявших провиант в крепости Керчь и Еникале. Тем не менее товарооборот между Россией и Турцией в посл. четверти XVIII века неуклонно увеличивался.

 

 

 

В 1782 году в Стамбул и Румелию было ввезено товаров на 337 тыс. рублей серебром, а в южные порты России — на 190 тыс. рублей серебром. В 1802 году из южных портов России было вывезено в те же пункты назначения товаров уже на 1532 тыс. рублей и ввезено на 1517 тыс. рублей. Общий доход от таможенных пошлин, собранных на территории Новороссийского края лишь в 1794 году, составил 95 616 рублей. Как свидетельствовали «Начертания статистики Российского государства», в 1818 году «черноморская торговля менее, нежели в 40 лет увеличилась почти в 50 раз». Со временем положительное для России сальдо в торговле с Турцией нарастало: в 1831 году из Российской империи в Турцию вывезли товара на общую сумму 29 216 тыс. рублей, а ввезли — на 9000  рублей.

 

Основными предметами русского экспорта в османские владения в посл. четверти XVIII — нач. XIX века являлись промышленные изделия: «железо в деле», медные доски, проволока, сталь, чугун, котлы, якоря, гвозди, пилы, топоры, подковы и т.д. После 1774 года и до первого десятилетия XIX века добротное русское железо вытеснило английское на рынках Европейской Турции. Железо и железные изделия составляли от трети до четверти стоимости всего русского экспорта в Турцию.

Международная торговля в Чёрном море имела исключительно важное значение как для России, так и для Османской империи. Именно поэтому условия торгово-экономических отношений между двумя государствами  являлись предметом дипломатических баталий не менее острых, чем территориальные споры. Для Турции торговля с Россией оставалась средством получения весьма востребованных промышленных товаров и пшеницы. Торговля с Турцией давала выход продукции всего русского Причерноморья, Османская империя выступала поставщиком сырья для многих российских предприятий.

В XVIII веке Россия вела в Причерноморье торгово-экономическое наступление, утверждаясь при помощи коммерции в Новороссии, Крыму и ряде других территорий. Османская империя пыталась удержать господствующее экономическое положение в Причерноморье за собой. Успех в данном противоборстве сопутствовал России, хотя это не привело к навязыванию Османской империи неравноправных экономических соглашений (как это происходило в европейско-турецкой торговле). Напротив, основными принципами торговли России и Турции с момента заключения Кючук-Кайнарджийского договора были равноправие и взаимная выгода.

 


 

Игорь ИВАНЕНКО, кандидат политических наук

Игорь Иваненко