Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Достоверность трагедии

26 Мая 2024

"Это генерал, который достал себе чин штыком!", - сказал о Михаиле Милорадовиче император Александр I. Для актёра Александра Домогарова эти слова стали ключом к роли выдающегося полководца. 

Домогаров.jpg

Десятая муза, как известно, весьма благоволящая ярким, неординарным личностям, Михаила Милорадовича своим вниманием не баловала. Герой войны 1812 года, генерал от инфантерии, военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга до настоящего времени на экране появился всего шесть раз. В фильме Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Суворов» (1940 г.) и в хрестоматийной «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля (1975 г.) это крошечные эпизоды, на которые были приглашены малоизвестные исполнители Николай Арский и Дмитрий Шипко. С документально-игровым сериалом «Дело декабристов» режиссёра Максима Беспалого, вышедшим на телеэкраны в 2016 году, генералу повезло ещё меньше. В таком жанре актёрам развернуться не дают – игровые сцены лишь иллюстрируют исторический комментарий. Андрей Благословенский, как, впрочем, и остальные исполнители, играл «схему», а не живого человека. Увы, в картине было допущено слишком много фактологических ошибок, что для фильмов такого рода непростительно.

милор.png

Михаил Милорадович в расцвете славы

Зато «союз» генерала Милорадовича с актёром Александром Домогаровым оказался на удивление удачным. Возможно,  энергетика совпала – оба бесшабашны, оба известные сердцееды. А, может быть, просто сбылась мечта любого серьёзного артиста – сыграть глубокую, многогранную личность, трудную, героическую и трагическую судьбу. Получилось достоверно. В первый раз актёр подступился к своему герою в фильме «Граф Монтенегро» режиссёра Марины Мигуновой, вышедшем на экраны в 2006 году. В сущности, это была разминка – драматическая сцена на Сенатской площади стала тогда лишь завязкой любовно-авантюрного сюжета про поиск древних сокровищ рода Милорадовичей. Домогаров играл и самого Михаила Андреевича, и его гипотетического (официальных продолжателей рода у Милорадовича не было) потомка и тёзки, унаследовавшего от славного предка и широту натуры, и отвагу, и благородство.

Домогаров2.jfif

Александр Домогаров в роли Михаила Милорадовича

Всерьёз за разработку характера своего героя Домогаров взялся, когда в 2019 году получил приглашение от режиссёра Андрея Кравчука в картину «Союз спасения». Увлеченность судьбой генерала Милорадовича за эти годы лет не прошла: «Мое личное отношение к нему можно назвать обожанием», - признавался Александр Юрьевич. Он штудировал историческую литературу, дневники, воспоминания. Чем глубже погружался в контекст, тем бездонней он ему казался. Актёр мечтал вернуться к этой незаурядной исторической фигуре, поскольку считал её незаслуженно забытой. Домогаров не раз сетовал на то, что о таком человеке мы знаем до обидного мало. Право слово, большинство вспомнит только его гибель на Сенатской площади от выстрела в спину. А как же вся жизнь, полная подвигов?

Между тем, Милорадович, ставший генералом в 27 лет (сегодня этот возраст считается чуть ли не подростковым!), участвовал в Бородинском сражении, а затем командовал арьергардом, прикрывавшим отход русской армии. По свидетельствам очевидцев, бесстрашие его граничило с безрассудством. Но и дипломатических талантов ему было не занимать – именно Михаил Андреевич договаривался с маршалом Мюратом о своеобразном перемирии, когда русские войска и обозы оставляли Москву. Но самую громкую славу принесло отважному генералу командование авангардными частями, преследовавшими отступавших французов до границ Российской империи, а потом и до Парижа. Домогаров сокрушался, что в фильме ему не удалось показать своего героя во всей полноте. Гибель при исполнении долга – высшая точка его яркой биографии, которая заслуживает того, чтобы быть известной потомкам. Но...

Домогаров сыграл самое главное – опыт, судьбу. В его глазах, в его повадке – тени Альпийского похода, когда Милорадович стал любимцем Суворова, и триумфальный отсвет вступления русской армии в Париж, когда генерал вёл за собой блистательную гвардию. Он видел всё – и победы, и лишения, и интриги… Был храбр и понимал душу русского солдата.

Уложить историю декабрьского восстания в 134 минуты немыслимо. И в этом смысле появление сериала, получившего название «Союз спасения. Время гнева», можно считать закономерным. Но и более масштабная по сравнению с кинокартиной работа актёру показалась недостаточной: «Мне мало его в сериале. Это фантастически смелый человек, о котором хочется вспоминать и о котором нужно говорить. Там, на Сенатской площади, его авторитет в войсках и его проникновенные слова могли переломить ситуацию. Когда из него вынули пулю, он потребовал её показать и обрадовался тому, что выпущена она не солдатской рукой. Эту пулю император Николай I сохранил. На смертном одре Михаил Андреевич попросил вернуть великому князю Константину Александровичу шпагу, которую тот ему подарил, и дать вольную его крепостным, а это полторы тысячи душ, значит, вместе с семьями – несколько тысяч человек. Между прочим, никто из декабристов, я имею в виду первые лица, этого не сделал».

За роль генерала Милорадовича Александр Домогаров был удостоен приза Национальной киноакадемии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» и награды кинофестиваля «Русское зарубежье». Но награды – наградами, а артист мечтает, чтобы дело, начало которому было положено «Союзом спасения» было продолжено – мы не должны забывать о своих подлинных героях. Актёру удалось передать достоверность трагедии Милорадовича. Быть может, в будущем мы увидим его в этой же роли и в батальных сценах... 

 

 

Виктория Пешкова