Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Многие лета театру Моссовета!

05 Апреля 2023

100 лет назад театр имени Моссовета сыграл свой первый спектакль.

 

Писать о юбилее театра, который знаешь и любишь многие годы, вместе с которым переживала потрясения и разочарования, было бы легко и приятно, если бы не было так трудно… устоять перед соблазном рассказать не официальную историю в датах, событиях и портретах корифеев, а поделиться собственными «записками на манжетах», накапливающимися в закромах театрального критика после каждой премьеры. И начинаешь искать себе оправдания. Даты можно посмотреть в энциклопедии, портреты корифеев – в трудах маститых искусствоведов, а для зрителя, даже если «зрительство» - его профессия, история театра всегда очень личная история, в которую впаяны конкретные спектакли – удивившие, взволновавшие или, наоборот, вызвавшие огорчение и даже досаду. И тут же себя одёргиваешь – среди тех, кто будет читать сей мемуар, могут оказаться люди, в силу самых разных причин (к примеру, географических) ни разу порога этого театра не переступавших и, следовательно, из-за отсутствия личных впечатлений, нуждающихся в некоем фактаже в духе «кто-что-когда-зачем?». Значит, придётся искать компромисс…

 

Есть такая примета – то, что хорошо начинается, с большой вероятностью, заканчивается плохо. Даже если это и так, то правил без исключений не бывает и это замечательно. Театр имени Моссовета – как раз такое исключение. В отличие от Художественного или Вахтанговского, у его истоков стоял отнюдь не гений. Да, молодой актёр и режиссёр Сергей Иванович Прокофьев (однофамилец и тёзка великого композитора) особыми дарованиями не блистал, зато энтузиазма ему было не занимать. Желание нести искусство рабочим массам горело в нём таким же ярким и жарким пламенем, как в его киношном «коллеге» Искремасе из замечательного фильма Александра Митты «Гори, гори, моя звезда». Он взял на себя ответственность за судьбу крошечной – всего девять человек – передвижной труппы, которой распоряжением от 3 марта 1923 года было присвоено громкое название театра имени Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС).   

 

6 апреля труппа в новом статусе сыграла первый спектакль «Савва» по пьесе Леонида Андреева. Собственное помещение в саду «Эрмитаж» театр МГСПС получил только через год. На этой сцене ещё за шесть лет до ставшего легендой фильма Якова Протазанова, был поставлен «Праздник святого Йоргена» по только что вышедшей повести датского писателя Харальда Бергстеда «Фабрика святых». Спектакль, увы, прожил недолго. К сожалению, творческая жизнь коллектива вообще складывалась не слишком удачно – постановки-однодневки в стиле революционных агиток сменяли одна другую, и московские острословы расшифровывали название театра как «Московское государственное собрание плохих спектаклей».

 

Тем не менее, ликвидировать труппу не стали, сменили руководителя – в 1925 году театр возглавил известный режиссёр Евсей Осипович Любимов-Ланской. Его первой постановкой стал «Шторм» по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского, ставший событием для театральной Москвы. Революционная тематика стала для театра ведущей – афишу составляли пьесы Николая Погодина, Фёдора Гладкова, Льва Никулина. Этот период в истории театра связан с именами Софьи Гиацинтовой, Татьяны Пельтцер, Ольги Викланд, Бориса Бабочкина, Владимира Зельдина. В 1938 году театр получил своё нынешнее наименование. А через два года в Театр Моссовета пришёл режиссёр, с именем которого связан его «золотой век».     

 

Юрий Иванович Завадский был учеником Константина Сергеевича Станиславского и Евгения Багратионовича Вахтангова. Он исповедовал принципы актёрского театра и сумел собрать уникальную по мощи и диапазону труппу, сделавшую этот театр поистине легендарным. Вера Марецкая и Серафима Бирман, Фаина Раневская и Любовь Орлова, Ростислав Плятт и Николай Мордвинов, Георгий Жжёнов и Леонид Марков, Георгий Тараторкин и Анатолий Адоскин, Ия Саввина и Маргарита Терехова, Геннадий Бортников и Борис Иванов.   

ф3.jpg

 

Юрий Завадский и  труппа театра

 

В моём детстве большинство легендарных спектаклей записывалось на плёнку и транслировалось по Всесоюзному радио. Люди, жившие за тысячи километров от знаменитых театров, видевшие любимых актёров только в кино или на фотографиях в газетах и журналах, могли прикоснуться к живому театру силой звучащего слова. К таким записям, называвшимся фондовыми, артисты относились с величайшей ответственностью – так же, как и к своей работе на сцене. Одним из ярких воспоминаний детства стал «Маскарад», поставленный Завадским, с Николаем Мордвиновым в роли Арбенина. Нет, я тогда не знала ни   названия театра, ни пьесы, ни, тем более, фамилии режиссера и актёров. В память врезались лица бабушки с дедом, расположившихся у приемника, и фраза о мороженом.

 

Это потом, много-много лет спустя, я прочла у Ираклия Андроникова: «Сказать, что Николай Дмитриевич Мордвинов сыграл Арбенина хорошо и даже что он сыграл его лучше всех виденных мной исполнителей, - это значит не сказать главного... Казалось, Мордвинов для этой роли был создан. Он отвечал ей и внешне, и внутренне. Раскрывая сложный характер Арбенина, он подчеркивал не только аристократизм, исключительность, превосходство, могучие страсти, но и знание людей, и расчетливый ум, силу воли и какую-то глубокую горечь».

 

До самой войны театр работал в саду «Эрмитаж», оттуда отправился в эвакуацию в Чимкент и Алма-Ату, регулярно командировал артистические бригады на фронт. Вернувшись в Москву остался без крыши над головой – ветхое здание нуждалось в капитальном ремонте, и моссоветовцы на время «вселились» в перестроенное здание Введенского народного дома на площади Журавлёва (будущий знаменитый «Телетеатр», где снимались первые «Голубые огоньки» и КВНы). И только в 1959 году театр получает собственное здание в саду «Аквариум», спроектированное для него известным советским архитектором Михаилом Жировым.

ф4.webp

 

Фаина Раневская и Ростислав Плятт в спектакле "Дальше тишина"

 

Спектакль «Дальше тишина» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» в постановке Анатолия Эфроса мгновенно вызывает в душе острую волну боли и мандельштамовское «Я не увижу знаменитой «Федры» / В старинном многоярусном театре». Эту «Федру» Театра имени Моссовета с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом я видела только по телевизору. Столько слёз над вымыслом я, наверное, не проливала больше никогда: люди, прожившие долгую, трудную, но по-своему счастливую жизнь, сохранившие самое хрупкое на свете чудо – любовь, стали не нужны своим выросшим детям…

 

В 1973 году Завадский пригласил в свой театр очередным режиссёром Павла Хомского, до того руководившего Московским театром юного зрителя, превратив его в один из самых интересных коллективов столицы. Через 12 лет Павел Осипович возглавил театр и оставался на этом посту вплоть до своего ухода из жизни в 2016. Режиссёры уходят, их спектакли продолжают жить. Такова судьба одной из самых громких постановок Хомского – «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Лллойда Уэббера, до сих пор остающейся в репертуаре, сменив несколько поколений исполнителей. На него сегодня идут внуки первых зрителей.

 

Павел Хомский, следуя завету своего предшественника стремился в каждой новой постановке найти для прославленной труппы не только важную тему для общественного высказывания, но и возможности для расширения творческих горизонтов изумительных актёров. Достаточно назвать «Братьев Карамазовых» с филигранными работами Ростислава Плятта и Георгия Тараторкина, «Фому Опискина» (по мотивам «Села Степанчикова и его обитателей» того же Достоевского) с неподражаемым Сергеем Юрским. В «Опасных связях» по роману Шодерло де Лакло Ольга Кабо и Александр Яцко с таким азартом живописали скромное обаяние неисчерпаемого зла, что временами становилось жутко от злободневности происходящего на сцене – дело ведь не в шпагах и кринолинах, а в неистребимой жажде установить диктатуру бессовестности, которая не имеет чёткой принадлежности ни к какой эпохе. Той же вневременностью прошита и «Римская комедия» Леонида Зорина, в которой блистали Георгий Тараторкин (для него роль Диона стала последней) и Виктор Сухоруков – все империи рушатся по одному сценарию.

ф1.jpg

 

Многие годы работает в Моссовете режиссёр Юрий Ерёмин. Его спектакль «Baden-Баден» по роману Тургенева «Дым» завораживает с первой минуты. Тонкая, пронзительная тургеневская атмосфера, бережно воссоздаваемая на сцене Евгенией КрюковойАлексеем Трофимовым и их партнёрами, вибрирует неподдельными страстями. Причём линия любовная нисколько не затмевает линию, если можно так выразиться, политическую: слишком много общего в речах и взглядах на будущее России обитателей уютного немецкого курортика образца 1860-х годов и завсегдатаев политических ток-шоу второй половины 2010-х. В этом смысле постановка 2016 года вполне может считаться свидетелем времени.

 

В 2020 году театр возглавил Евгений Марчелли, режиссёр, имеющий заслуженную репутацию режиссёра, беспощадного к традициям и канонам. Он не считает, что театр должен нести зрителю надежду и утешение – «лечение» душевных ран прижиганиями даёт, с его точки зрения, гораздо больший эффект. Первые постановки Марчелли – «БЕСприданница» по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского, «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга, фантазия в шекспировском духе «ШекспирГамлет», «Жестокие игры» Алексея Арбузова – у одних вызывают восторг, у других недоумение на грани отторжения.

 

Разменявший второе столетие юбиляр ищет новые краски и горизонты. Какими они будут, покажет время. В одном из предъюбилейных интервью Евгений Марчелли анонсировал не только создание новых спектаклей, в том числе иммерсивных и инсталляционных, но и открытие летней сцены в саду «Аквариум», создание документального фильма, в котором будет занят весь коллектив театра, многочисленные встречи с ведущими артистами. Планов громадье. Остаётся пожалеть юбилярам удачи!

Виктория Пешкова