Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Алмаз российской дипломатии

25 Марта 2023

275 лет назад родился Александр Безбородко, сын запорожского генерального писаря, ставший князем и канцлером Российской империи.

АБ.png

Блистательная карьера Безбородко началась, когда его назначил правителем своей канцелярии Петр Румянцев – малороссийский генерал-губернатор и выдающийся полководец. Румянцев умер разбираться в людях и сразу отметил, что этот потомок казацких старшин полезен не столько на поле боя, сколько в высоких кабинетах – когда разрабатывается политическая стратегия, когда идет подготовка к важным переговорам. Впрочем, Безбородко, ставший любимцем фельдмаршала, под командованием Румянцева участвовал в нескольких сражениях дунайской кампании 1770 года. Но главной его задачей было выполнение тайных поручений. Румянцев видел его посредником между собой и петербургским двором и рекомендовал Безбородко Екатерине Великой в качестве статс-секретаря. В этой роли он быстро стал незаменимым. Аттестовал он его императрице в афористичном стиле: «Представляю вашему величеству алмаз в коре: ваш ум даст ему цену». И ведь не преувеличивал граф Рымникский. 

Безбородко исправно составлял важнейшие указы, деловые письма, вел дипломатическую переписку. Екатерина отмечала виртуозное владение русским языком, свойственное Безбородко. Никто не мог быстро подготовить столь ясные и содержательные доклады. К тому же, он оказался прирожденным дипломатом: знаток международное политики, мастер сглаживать острые углы и избегать конфликтов, Безбородко умело подстраивался под менявшуюся придворную конъюнктуру. Очень скоро его уже считали «человеком Потёмкина», а не Румянцева.  Восхищала современников и феноменальная память сановника: он знал наизусть не только Священное Писание, но и сотни государственных документов. Был способен часами дельно рассуждать о важнейших политических делах экспромтом. Второго такого дипломата в то время в Европе не было…

С 1781 года он фактически руководил внешней политикой империи, с 1784-го будучи сиятельным графом. Именно Безбородко первым высказал идею о необходимости присоединения Крыма к Российской империи, а в 1791 году стал автором выгодного для России Ясского мира с османами. .

Безбородко пользовался славой остроумного и незлобивого человека, но современники отмечали и его непомерное честолюбие, и страсть к роскоши, которую подкрепляли регулярные награды от императрицы. Он стал одним из крупнейших помещиков-крепостников того времени. Но его расточительность и картежный азарт превосходили все пределы – и он ухитрялся быть еще и оставаться одним из крупнейших должников… В то же время, он со вкусом собирал картинную галерею, содержал театр, хор, помогал богоугодным  и учебным заведениям. В нем многое сочеталось. Недаром Николай Карамзин говорил о Безбородко: «Он был хороший министр, если не великий. Вижу ум государственный, ревность, знание России. Жаль только, что не было в Безбородко ни высокого духа, ни чистой нравственности. Заключим обыкновенною поговоркою: нет совершенного».

АБ22.jpg

Звезда дипломата не померкла и после смерти императрицы. Ему удалось завоевать доверие Павла I. Считается, что именно он отдал императору завещание его матери в пользу внука – великого князя Александра Павловича. Павел сжег эту бумагу, а Безбородко вскоре получил княжеский титул и ранг канцлера Российской империи. В то время его уже считали стариком. На шестом десятке жизни здоровье дипломата расстроилось. Он не успел поучаствовать в главных европейских событиях павловского времени. Разбитый параличом, канцлер ушел из жизни в 52 года, окруженный почетом. Дипломатическая школа, которую он создал, еще долго задавала тон во внешнеполитическом ведомстве России.

Арсений Замостьянов