Московский князь
21 Сентября 2022
Москве - 875 лет. В этот праздничный день мы вспоминаем князя, во времена которого Московское княжество стало одним из самых благоустроенных в северо-восточной Руси. Это святой благоверный Даниил Александрович.
Сын Александра Невского стал основателем будущего Московского государства. Он накапливал силы Руси. Он возводил храмы и оберегал веру Православную в годы испытаний. Вспомним о нём!
Четвертый, младший сын Александра Невского, отец Ивана Калиты, святой князь Даниил Александрович, был князем Московским 40 лет. Двух лет от роду, по смерти отца получил в удел от отца маленькое незавидное Московское княжество. Старанием своим и служением заложил князь Даниил основание для развития не только своего удела, но дал начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
С ранних лет он показал себя умелым правителем, а повзрослевший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил Московское княжество, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Находя союз с соседними князьями, он никогда не брался за оружие с целью захватить чужие земли. Его истинное нестяжание и братолюбие позволяли избегать кровопролития.
Пытаясь объединиться с братьями, с русскими князьями, он не искал защиты в орде, а оказывал посильное сопротивление татарам и даже разбил войско ордынское в походе на Рязань. Ни разу не проявив вероломства, не захватывая чужой собственности, благоверный князь Даниил не стремился искать себе несправедливых приобретений, не стремился отнимать города у других князей, а вместо этого он попытался превратить свою вотчину в цветущий удел.
Ко времени Даниила относится начало каменного строительства в Москве и расширение границ города. Он украсил Москву многими зданиями и храмами, основал первый московский монастырь, названный Свято-Даниловским, в котором была собрана единственная в то время в Москве библиотека. Он закончил свое земное служение приняв великую схиму и русские митрополиты поддержали в этом Даниила. А вскоре после кончины князя, уже при его сыне Иване Калите, в Москву переехал жить и русский первосвятитель — митрополит Петр, поддержав тем самым стремление московских князей в деле объединения и собирания земель русских вокруг Москвы.
Недолгой была земная жизнь благоверного князя, но и по сей день жив дух миролюбия и единения в стенах Кремля.
Прошли столетия, и как во времена Иоанна III, когда преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам , явив себя юноше из окружения великого князя: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог", так и ныне не оставляет "господин сего места". Важно сегодня, что бы те , кто приходит в Кремль, напитывались сим великим духом не только великой удали, но и кротости и братолюбия. Чтобы величие предков вмещалось в души нынешних правителей во благое созидание, чтобы открытыми были их сердца свету Христовой Веры, во благо народа Российского, во благо земли русской, собранной по крупицам по воле Божьей, мудростью, молитвами и кровью наших предков.
Не малый удел получают те, кто стремится войти в Георгиевский зал по ковровой дорожке. И лишь готовый отречься от личных интересов, смиренный, готовый послужить во славу Божию, за Отчизну, может дерзнуть стать у руля Великой страны.
Пример святого благоверного князя Даниила показал, что в самых непростых условиях, когда брат шел войной на брата, в условиях разобщенности, преобладания мелких удельных интересов, только муж радеющий за истинную справедливость, любовь и веру, решительный, смелый, но в то же время миролюбивый и милосердный, может оставить великое наследство и мощный задел потомкам.
И еще хочется вспомнить слова Митрополита Московского Платона (+ 1812) в составленном им Житии святого князя: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".
Ольга Глаголева