Чертог империи
17 Декабря 2017
К концу XIX века к наследию императора Николая I в России относились сдержанно. Многое изменилось за полвека. В глазах интеллигенции он остался в первую очередь «душителем свобод» и «жандармом Европы». Власть тоже не слишком охотно подчёркивала преемственность с политикой мощного императора, чьё правление завершилось злополучной Крымской войной. Так было. Тем не менее художник Алексей Кившенко обратился к одному из знаковых сюжетов николаевского времени. И постарался передать не просто драматургию события, но и дух эпохи. Мы видим пышные чертоги. Обстановка роскошная и в то же время сугубо деловая: на столе императора разложены бумаги. Картины, канделябры, скульптуры — от обилия этих деталей становится душновато. В такой обстановке можно разглядеть намёк на излишний бюрократизм того времени. Политический стиль императора Николая Павловича узнаваем. В этом позолоченном чертоге рождается политика державы.
Рослый, величественный царь награждает Михаила Сперанского знаками высшего ордена империи — орденом Святого Андрея Первозванного. Это исторический факт. Неутомимый реформатор, выдвинутый когда-то на первые роли царём Александром I, бывал и в фаворе, и в опале. Император Николай I приблизил постаревшего Сперанского, доверил ему важнейшую миссию — привести в порядок систему законов. Логика и бюрократическая чёткость были основой его административного стиля. Любопытен облик императора. Выражение лица грозное, но в то же время усталое. Ведь он был царём-работником.
Кившенко — признанный (при этом плодовитый и одарённый) мастер исторической живописи. И, как мы видим, не одной только батальной.
Редакция Журнала «Историк»