Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Бухгалтер — счетовод, эксперт и гражданин

10 Сентября 2021

Бухгалтер — счетовод, эксперт и гражданин

В царской России положение счетоводов и ведение счетоводства регламентировалось устаревшим Торговым уставом, в то время как «все законоположения Российской империи в той или иной степени подвергались переоценке».

В 1894 году Обществом для распространения коммерческих знаний впервые был поднят вопрос об учреждении в России института присяжных счетоводов, с которым связывались надежды на обретение бухгалтерами юридической, нравственной и материальной опоры, а также на повышение их авторитета в обществе. В нач. XX века ратовавший за учреждение этого «нововведения» счетовод-эксперт Иван Горбачёв сетовал на парадоксальность сложившейся ситуации: в то время как столичных бухгалтеров убеждают, что «в институте возьмут засилье евреи», в местах жительства самих евреев пугают «недоступностью в институт» этих последних, и что бухгалтеров «одурачивают» точно так же, как и «тёмную толпу».

В 1896 году Министерство финансов предложило образовать комиссию под председательством правоведа профессора Петра Цитовича для разработки окончательного проекта положения об институте бухгалтеров и присяжных счетоводов. Комиссия приступила к делу в нач. января 1897 года. 13 марта того же года проект был внесён на утверждение Министерства финансов и одобрен последним. Однако Государственный совет  не утвердил его, посчитав, что введению данного института должно предшествовать «насаждение в России коммерческого образования», причём «в достаточной мере». Между тем в докладе, подготовленном комиссией, отмечалось: «…Многочисленные случаи банкротств, как доходившие до судебного разбирательства, так и разрешавшиеся без вмешательства суда, достаточно убедительно доказывают, что злоупотребления, совершавшиеся в частных и общественных учреждениях под прикрытием более чем неправильной отчётности, имели место главным образом вследствие неопределённости прав и обязанностей бухгалтеров и неограниченной зависимости их от произвола хозяев». На созванном в нач. марта 1901 года совещании по данному вопросу, состоявшемся во дворце его высочества великого князя Александра Михайловича (были приглашены как сторонники, так и противники проекта), к единому мнению не пришли.

10 июня 1909 года в Москве торжественно открылся первый всероссийский съезд бухгалтеров. В его работе принимало участие более 400 человек: ответственные бухгалтеры торгово-промышленных фирм, общественных и правительственных учреждений, преподаватели коммерческих наук, делегаты от профессиональных обществ. Почётным членом съезда был избран министр торговли и промышленности Василий Тимирязев.

Программа съезда включала три вопроса: 1) профессиональное положение бухгалтеров; 2) задачи и положение счетоводства в частных и общественных хозяйствах; 3) коммерческое образование в связи с подготовкой к бухгалтерской деятельности. Заседали десять дней. Работали четыре секции (социальная, юридическая, форм счетоводства, коммерческого образования), а также целый ряд комиссий. На пленарном заседании большинством голосов (145 против 20) была принята «судьбоносная» резолюция: «Собрание признаёт введение института бухгалтеров в России настоятельной необходимостью, не терпящей отлагательства…» Что же предлагалось? С точки зрения сторонников проекта, нововведение, которое «могло бы способствовать достижению желаемых для промышленности результатов»; с точки зрения его противников,  не что иное, как введение монополии счетоводного труда в России. Проект устанавливал три ценза (научно-образовательный, практический и нравственный) и три категории членства (кандидаты в члены, члены-бухгалтеры, члены — бухгалтеры-эксперты). В бухгалтере-эксперте разработчики проекта видели «лицо, умеющее научно мыслить и способное ориентироваться в распознавании причинности и случайности явлений». Избранные в члены института должны были принести профессиональную присягу и получить нагрудный знак (серебряный предназначался для членов-бухгалтеров, золотой — для бухгалтеров-экспертов).

Периодическая печать сохранила память о «странностях», сопутствовавших первому всероссийскому съезду бухгалтеров. Сообщалось, что вопросы коммерческого образования решались на нём большинством голосов лиц, не имевших никакого понятия о коммерческом образовании, а вопросы юридические — большинством голосов отнюдь не юристов; что разработка социальных вопросов закончилась передачей их на рассмотрение следующего съезда, намеченного на 1911 год, и что наиболее интересные дебаты происходили в кулуарах. Спустя два года после неудавшегося съезда распалось Московское общество бухгалтеров, по инициативе которого он был созван (в числе главных причин назывались «мизерность членских взносов», «излишняя расточительность руководителей» и «потеря престижа»).

В нач. 1912 года сама идея учреждения в России института присяжных бухгалтеров была «в принципе одобрена» VI всероссийским съездом представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. Журнал «Счетоводство и хозяйство» информировал читателей о вполне разумных доводах, приводимых в её защиту одним из биржевых комитетов: «Участие присяжных бухгалтеров в фиктивном переходе торгово-промышленных предприятий станет маловероятным; будут выработаны постоянные практические приёмы счетоводства для однородных предприятий, в результате чего исчезнут приёмы личного усмотрения  и умышленного  затемнения отчётов и балансов». И ещё: «Публика станет относиться с большим доверием к последним, а это создаст большую устойчивость кредита и обращения на бирже ценностей». Однако в нач. 1914 года в печати появилось сообщение о том, что по итогам запроса, сделанного советом съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, большинство биржевых комитетов считает введение в России института присяжных бухгалтеров преждевременным. Назывались две причины: 1) «нежелательность для владельцев торгово-промышленных предприятий участия в их делах проверяющего органа»; 2) «отсутствие достаточного числа подготовленных лиц, из среды которых можно было бы выделить присяжных бухгалтеров». На самом деле возражений было больше, в том числе такие: «нельзя обязывать всех промышленников и торговцев пользоваться дорогостоящими услугами присяжных бухгалтеров»; «нельзя, чтобы служащий был независим от нанимателя».

На специально созванной конференции бухгалтеров слушался доклад главного бухгалтера Московского областного военно-промышленного комитета, счетовода-эксперта и поборника «надлежащим образом организованного счетоводства» Ивана Горбачёва. Рекомендованный «для широкого распространения», этот доклад назывался «Общественное и научное значение счетоводства и правовое положение бухгалтеров в России».

 

ИЗ 27 РАЗДЕЛОВ ДОКЛАДА СЧЕТОВОДА-ЭКСПЕРТА ИВАНА ГОРБАЧЁВА

Счетоводство — искусство. Счетоводство — наука. Счетоводство и логика. Счетоводство и мораль. Государственный, общественный контроль и счетоводство. Ограничение предпринимательской прибыли и счетоводство. Идеология счетоводства и действительность. Бесправие бухгалтеров как причина служебных злоупотреблений. Коммерческая тайна. Дисциплина труда бухгалтеров. Лучшее будущее бухгалтеров. Бухгалтер — гражданин.

Современным российским бухгалтерам и аудиторам вряд ли известно, что в предвоенное пятилетие в империи были изданы «Бухгалтерский терминологический словарь» (1909) и «Пособие для юристов и бухгалтеров-экспертов» (1913). В «Словаре», составленном преподавателем коммерческих наук Исааком Бабенко, указывалось на историческую функцию бухгалтерии: «Она хронологически и обстоятельно излагает ход действий, события и явления в словах, цифрах и времени». В «Пособии», разработанном бухгалтером-экспертом, членом-корреспондентом французского и бельгийского академических счетоводных обществ и членом Главного совета Международного счетоводного общества Сергеем Ивановым, обращалось внимание на  обязанность бухгалтера: «Прямая обязанность бухгалтера вообще, а бухгалтера-эксперта в особенности, заключается в том, чтобы заставить язык цифр заговорить для общества, заговорить красноречиво и правдиво».

 

Ирина Архангельская, кандидат исторических наук