Демонстрация оптимизма
30 Апреля 2021
Первомайские традиции связаны с весной, с жизнерадостным восприятием действительноти, с громкими политическими лозунгами. Этому празднику посвящены многие полотна. Мы остановили выбор на одном из них.
Три жизнерадостных девушки, словно три грации, повернулись к нам, и та, что в центре, с круглым лицом и крупным носом, который злопыхатели обычно сравнивают с картошкой, смотрит в упор, отчаянно улыбаясь и держа в руках газету. Она в красном платье, а её подруги — в белых. На головах у левой и у той, что стоит в центре, — туго затянутые платки с узлом на затылке, что с определённой степенью вероятности позволяет причислить их к фабричным рабочим. Ведь именно работницы цехов заботились о том, чтобы платок или волосы не попали в движущиеся части механизма в отличие от колхозниц, которые, защищаясь от ветра, делали узел под подбородком. У их подруги же платок завязан «по-купечески», с подобием лепестков на лбу. «Купчиха» подбоченилась и как будто претендует на ведущую роль в троице.
На заднем плане виден Строгановский мост, вернее, двухарочная его часть, которая находится над Левашовским (ныне Деволановским) спуском. По нему, как и по улице, движется демонстрация с транспарантами, что хорошо заметно через высокие, выше человеческого роста, ограждения. В проёме арок синее небо с плывущими по нему облаками. Видно, что 1 мая в Одессе прекрасная, тёплая погода.
Жизнь не прекращается в городе и во время первомайской демонстрации: слева явно открыты торговые палатки, а справа, на отлогом земляном склоне у опоры моста, сидят и стоят не имеющие отношения к демонстрации люди, о чём-то оживлённо переговариваясь. Что и неудивительно: в 1925 году полным ходом шла НЭП, и энтузиасты нового мира, каковых мы, несомненно, видим на картине в составе демонстрации, соседствовали с людьми, которые, согласно призыву Николая Бухарина, «обогащались», не теряя времени.
Это не фотография и не описание происходящих событий. Это картина Сергея Луппова «Первое мая в Одессе», написанная в 1925 году. Примерную дату картины можно угадать ещё и по шортам и майкам идущих с плакатами физкультурников и физкультурниц. Данная форма одежды стала входить в моду в нач. 1920-х годов и усердно внедрялась новой властью, несмотря на упорное сопротивление не желающей мыслить по-новому части населения.
Картина переполнена символикой. Кроме сочетания красного, синего и белого мост — связующее звено между прошлым и будущим. Присутствуют и дорога — символ пути, и некоторое подобие трёх граций — добродетели, красоты и любви.
Символично, что действие разворачивается под Строгановским мостом — своеобразным символом старой Одессы, когда-то печально известным как мост самоубийц (потому-то и поставили на нём решётку, не дающую реализовать у иных прохожих желание красочного, но кратковременного полёта). Развернувшаяся под мрачными арками новая жизнь заставила и его заиграть яркими красками.
Печально, что почти ничего из изображённого на картине не сохранилось. Строгановский мост фактически уничтожен. Исчезли облицовочные плиты, правая арка на Левашовском спуске заделана кирпичом; дома заполонили всё свободное пространство вокруг. Правда, сохранилась решётка, кое-где хранящая на себе следы от пуль и осколков: ведь она пережила как минимум две войны и две революции. Сама Одесса ныне в составе другого государства. Прототипы изображённых персонажей исчезли из жизни, как и надежда на новый и прекрасный мир, которая так явно видна на этой картине.
Достаточно незаслуженно забыт и сам художник, Сергей Михайлович Луппов (1893–1977).
Он родился в купеческой семье, учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов и Константин Коровин.
Сергей Луппов создал сотни этюдов и крупных полотен. Многие его картины посвящены спорту и массовым праздникам. Выполнил он и множество портретов. Темами его произведений стали созидательный труд, красота и сила советского человека — молодого строителя социализма в СССР.
Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее современной истории России (бывшем Государственном музее революции СССР), Центральном музее Вооружённых сил России и многих других. Тем не менее о нём сейчас мало кто помнит. Он символизировал эпоху, которая прошла. Но при этом не оставила никого равнодушным. Одни вспоминают её с осуждением, другие — с ностальгией, третьи — с любопытством. Именно поэтому картины С.М. Луппова живут самостоятельной, долгой жизнью, связывая прошлое и настоящее, как символический мост на его картине.
С.М. Луппов (1893–1977). Первое мая в Одессе. 1925. Картина находится в Москве в Государственном центральном музее современной истории России.
Дмитрий Беличенко