Что почитать и что увидеть в мае
№77 май 2021
Куриев М.М.
Это N
М.: У Никитских ворот, 2020
«Какой удивительный роман, моя жизнь» – такими словами императора Наполеона, покинувшего этот мир ровно 250 лет назад, начинает свою книгу историк Мурат Куриев. В предисловии автор признает: литература об одном из величайших полководцев в истории безгранична, «он второй по популярности персонаж после Иисуса Христа». Наполеону посвящено более 400 тыс. исследований. И вот перед нами новый труд об этом человеке. Как отмечает Куриев, «если ты боишься сравнений, книгу о Наполеоне лучше не писать. И по правде сказать, если у тебя нет воображения, тоже не стоит. Потому что его жизнь – удивительный роман. Он сам так сказал».
Куриев не боится сравнений, и у него все хорошо и с воображением, и со знанием источников, на которых и строится читающаяся на одном дыхании книга. Автор предлагает свою трактовку насыщенной событиями жизни: «Я исхожу из того, что в биографии Наполеона есть некие "критические точки". Одни, как Тулонская победа, дают толчок к движению вперед. Другие, как вмешательство в испанские дела, "отложенного действия". Третьи, подобные походу на Россию, просто катастрофы». Был в жизни Наполеона и свой «золотой век» – «период от Аустерлица до принятия рокового решения о нападении на Россию».
По мнению Куриева, это решение стало главной ошибкой Наполеона: «Ему не следовало нападать на Россию. Дело даже не только в том, что он не имел никакого представления о том, с чем ему предстоит столкнуться. У него еще не было плана». Формально существовал некий план А – заставить русских принять бой поблизости от границы. «Война, по Наполеону, не должна быть долгой. Стремительный удар по главным силам противника, решающее сражение, поражение, которое подавляет волю к сопротивлению», то есть поражение, после которого противник готов заключить мир. Поход в Россию планировался именно так: «Огромная армия, быстрая победа, выгодный мир с Александром». «Наполеону нужна была короткая победоносная война. Война, в которой важен даже не конечный результат, а сам факт "демонстрации силы"». По этой причине Великая армия, созданная для похода на Россию, была просто огромной – около 600 тыс. человек – и многонациональной: почти половина солдат в ней не являлись французами. «Императору важно было придать своему мероприятию общеевропейский характер». Но никакого плана Б на случай, если русская армия не станет ввязываться в приграничные сражения, Наполеон не имел.
Впрочем, книгу о войне 1812 года Мурат Куриев, по его собственному признанию, только начинает писать. А в книге о Наполеоне история «русской кампании» занимает всего лишь малую часть. Остальное – о жизни, похожей на удивительный роман, о человеке, «который создавал историю. Одним росчерком пера, одной буквой. Вот этой: N».
Трепавлов В.В.
Народы Евразии в эстафете империй. От Золотой Орды к Российскому государству
СПб.: Издательство Олега Абышко, 2021
На протяжении последних полутора тысячелетий народы Евразии волей исторических судеб оказывались в подданстве то одной, то другой империи (царства, ханства, княжества). Большинство империй, пережив пик своего развития, повторили судьбу всех подобных образований: со временем они распались, уступив место государствам-«наследникам». В новой книге доктора исторических наук Вадима Трепавлова собраны его статьи, главы из коллективных монографий и интервью, в том числе и журналу «Историк».
Они посвящены истории Золотой Орды в XIII – начале XV века и возникших на ее месте тюркских политий в XV–XVII столетиях, а также истории пребывания отдельных народов в пределах Российского государства в XVI–XIX веках.
Беляков А.В., Гуськов А.Г., Лисейцев Д.В., Шамин С.М.
Переводчики Посольского приказа в XVII в.: материалы к словарю
М.: Индрик, 2021
Спектр деятельности переводчиков Посольского приказа, которым посвящено исследование, был весьма широким. Они занимались не только переводом иностранных дипломатических документов на русский язык и русских грамот – на иностранные языки. В отдельных случаях их назначали приставами при иностранных дипломатах. Некоторым из них приходилось обеспечивать различными заморскими диковинами царский обиход, другим – принимать непосредственное участие в боевых действиях. В книге впервые предпринята попытка реконструкции полного состава штата переводчиков дипломатической службы Московского государства в период ее расцвета.
Бенцианов М.М.
Служилые элиты Московского государства
М.: Центрполиграф, 2021
Формирование Московского государства в XIV–XV веках означало не только объединение земель Северо-Восточной, а затем и Северо-Западной Руси, но и консолидацию местных элит под властью «государей всея Руси». Этот процесс был значительно растянут во времени, а его интенсивность определялась актуальными задачами внешней и внутренней политики. Кандидат исторических наук Михаил Бенцианов в своей новой книге проследил за ходом адаптации «чужеродных элементов» в служебную систему Московского государства.
Федосов П.А.
Жизнь М.Н. Муравьева. 1796–1866
М., СПб.: Нестор-История, 2021
Биография крупного государственного деятеля XIX века, до сих пор недооцененного в историографии, написана его потомком, кандидатом исторических наук Петром Федосовым на основании архивных документов, писем и свидетельств современников. С легкой руки занимавшего откровенно русофобскую позицию Александра Герцена в советской историографии Михаил Муравьев (Виленский) именовался не иначе как с добавлением несправедливого прозвища «Вешатель». Между тем именно ему Российская империя обязана успешным подавлением вооруженного мятежа в Северо-Западном крае в 1863 году и последующей деполонизацией культурной и духовной жизни белорусских губерний. В книге рассматривается история рода Муравьевых, анализируются периоды жизни главного действующего лица. Автор предпринял попытку реконструировать внутреннюю мотивацию решений и действий Михаила Муравьева на всех этапах его жизненного пути.
Соловьев К.А.
Выборгское воззвание: теория и практика пассивного сопротивления
М.: Кучково поле, 2021
В центре внимания доктора исторических наук Кирилла Соловьева – обнародованное 10 июля 1906 года Выборгское воззвание депутатов распущенной Николаем II Первой Государственной Думы. Автор реконструирует историю подготовки, составления, подписания текста, а также анализирует его практические последствия. По мнению историка, в основу документа легли не только модные правовые концепции своего времени, но и представления о власти и революции, о конституции и парламенте, а также… эмоции его составителей. Книга позволяет по-новому взглянуть на историю политической борьбы начала XX века.
Ткаченко С.Н., Терехов С.А., Бутовский А.Ю.
«Создать невыносимые условия для оккупантов». Движение сопротивления в Крыму в годы Великой Отечественной войны
М.: Родина, 2021
Партизанское движение в Крыму в годы войны – сложный и противоречивый феномен отечественной истории. В монографии на широкой источниковой базе рассмотрены состав, организация и боевые действия партизан и подпольщиков на разных этапах движения, впервые детально исследована роль органов госбезопасности и военной разведки в организации борьбы крымчан против немецко-румынских захватчиков и их пособников. Авторы проанализировали просчеты в управлении партизанским движением и другие сюжеты, долгое время находившиеся вне поля зрения исследователей.
Орлов И.Б., Попов А.Д.
Олимпийский переполох: забытая советская модернизация
М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020
Авторы рассмотрели историю и уроки XXII летней Олимпиады, проходившей в 1980 году в Москве, в двух проекциях: через призму геополитического противостояния холодной войны и в контексте внутренних процессов, происходивших в СССР. В книге исследованы деятельность Оргкомитета «Олимпиада-80», его сотрудничество с зарубежными партнерами, меры по обеспечению безопасности Игр, рассказано о влиянии олимпийского фактора на развитие советской сферы обслуживания, транспортной и информационно-технической инфраструктуры страны.
Замостьянов А.А.
Отечественная массовая культура XX века: учебное пособие
М., Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020
К сожалению, сформировалась традиция несерьезного отношения к «легким жанрам», к занимательной литературе, которую даже принято было называть «подлой». Это несправедливо: не изучая механизмы массовой культуры, мы вряд ли сумеем понять русский ХХ век, ведь именно архетипы массовой культуры в значительной степени формируют национальный характер. Историко-культурологическое исследование, автором которого является заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов, посвящено массовой культуре ХХ столетия, преимущественно советского времени. По мнению автора, в то время в нашей стране были созданы знаковые и самобытные произведения литературы и искусства, предназначенные для широкой аудитории. С развитием книгопечатания, радио и телевидения именно массовая культура во многом пришла на смену фольклору. В ХХ веке в СССР действовал принцип «Искусство должно принадлежать народу». Это означало серьезную работу с «социальным заказом», с народным самосознанием. Все это – малоизученные материи.
Впервые в отечественной традиции феномен массовой культуры рассматривается во всей полноте – от детской литературы до большого спорта, включая кино, телевидение, песенное искусство и популярные литературные жанры: детектив, приключения, юмор… Учебное пособие рассказывает о развитии этих направлений, о влиянии, которое они оказывали на общественную мысль, и о той роли, которую сыграли популярные книги, фильмы, песни в переломные времена – например, в годы Великой Отечественной.
16 апреля – 15 августа
Татьяна Маврина. Ода к радости
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Москва, Лаврушинский переулок, 12
Восхищение жизнью, выраженное красками, стало главным содержанием наследия Татьяны Мавриной (1900–1996). Ученица известного русского живописца Роберта Фалька, она продолжала традиции высочайшего уровня колоризма своего учителя. В каком бы жанре мастер ни работала – пейзажа, ню, портрета, иллюстрации, все ее произведения наполнены радостью, юмором, душевным подъемом. Выставка, организованная при поддержке ПАО «Транснефть», – наиболее полная ретроспектива, охватывающая все периоды творчества художницы. Проект демонстрирует многогранность таланта Мавриной и эволюцию ее творческого пути.
20 апреля – 20 июня
Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина
ГМИИ имени А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Москва, улица Волхонка, 14
Впервые основной темой выставки в Пушкинском музее стала не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми европейскими мастерами ХХ века. В экспозиции представлено более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания Ивана Морозова, малотиражные произведения Пабло Пикассо, созданные им в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар-деко.
30 марта – 28 июня
Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
Государственный исторический музей, Выставочный комплекс
Москва, площадь Революции, 2/3
Выставка графических работ Альбрехта Дюрера (1471–1528) из коллекции одной из самых известных художественных галерей Европы открыла проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», рассчитанный на несколько лет. Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, в том числе самые известные – гравюры «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Отдельным разделом выставки стала серия «Апокалипсис», созданная в 1496–1498 годах. Это была первая крупная работа молодого художника. Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков, из собрания Исторического музея, а также работами современников Дюрера.
15 мая – 25 июля
Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров
Государственный музей Востока
Москва, Никитский бульвар, 12а
Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII века после долгой междоусобной борьбы и продержалась вплоть до 1925 года. Каджарское искусство, в котором ярко отразились две основные тенденции эпохи – интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей и традициями, было по достоинству оценено лишь в последние десятилетия. Впервые в России в одном пространстве собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции Музея Востока: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие.
5 мая – 30 марта 2022 года
Православные церковные облачения XVII – начала ХХ века в собрании Эрмитажа
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Церковное облачение – самостоятельная и обособленная группа памятников в собрании Эрмитажа. Как и культурные традиции русского православия, оно уходит своими корнями в Византию. Облачение сохраняло свой характер на протяжении веков почти без изменений, олицетворяя тем самым незыблемость устоев церковной культуры. Вместе с тем в отделке изменения все же происходили, и связаны они были с господствовавшими стилями в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 300 предметов конца XVII – начала ХХ века. Выставка позволяет увидеть различные этапы, стилистические изменения и приемы отделки церковного облачения.
8 мая – 27 июня
По разные стороны линии фронта
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Собранные на выставке книжные, графические и документальные памятники, созданные в советских и немецких типографиях, расскажут о смертельном противостоянии под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция включает в себя два раздела. В первом представлен главный экспонат – альбом 1943 года, состоящий из репродукций с работ немецкого фронтового фотографа, который запечатлел виды Ленинградской области и Ленинграда в период оккупации. Во втором – советские и российские издания, иллюстративный материал военных и послевоенных лет, советские листовки, предназначенные для немецких войск на Ленинградском фронте. Дополняют выставку плакаты, напечатанные в годы войны в Свердловске, где пять лет хранились эвакуированные эрмитажные коллекции.
Варвара Рудакова