Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

И грянул бой, полтавский бой!

30 Апреля

Изображение картины

Французский художник Луи Каравак переселился в Россию как раз при Петре Великом, в 1716-м. Стал придворным художником, служил в Канцелярии от строений и воспел Россию молодую в серии портретов и эпических полотен. Он лично знал первого русского императора и, вероятно, относился к нему с искренним восхищением. Художник встречался с героями Полтавской битвы, неплохо изучил её — и картина достоверно, панорамно показывает один из эпизодов сражения.

Каравак организовал школу живописи. Среди учеников Каравака такие яркие русские живописцы, как Алексей Антропов и Иван Вишняков.

В мифологии петровского времени Полтавская битва — центральный, ключевой эпизод. Считалось, что именно под Полтавой Россия превратилась в могучую воинскую державу. Несравненную поэтическую картину того сражения оставил Пушкин, всю жизнь интересовавшийся феноменом Петра:

***

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

***

Осталась в истории и речь императора, обращённая к армии перед битвой:

«Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того Единого, яко всесильного в броне, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Эти слова трудно не вспомнить, рассматривая картину русского француза.